Как приучить молодую рабочую лошадь к упряжи — заездка, 1-й способ

Для помощи в заездке отбирают спокойную, доброезжую, втянутую в, работу сильную лошадь, не реагирующую на интенсивное движение механических транспортных средств, полностью исправную упряжь для нее и прочные сани, оборудованные съемным приспособлением, изображенным на рис. 1. Приспособление с помощью веревки прочно крепится к саням. Оно служит для фиксации обучаемой лошади на развязке. Это не позволяет лошади прыгать на сани, обходить их со стороны, останавливаться и осаживать назад, а также подниматься на дыбы (рис. 2).
Для обучения молодых лошадей подбирают бывшие в употреблении (обмятые) комплекты упряжки, хорошо подогнанные по размерам дуг и толщине оглобель, с вытянутыми гужами. Кроме того, на концы оглобель саней, предназначенных для запряжки молодой лошади, ставят ограничители, например, из ремня от старой сбруи, прикрепляемые мелкими гвоздями (рис. 3). Оглобли этих саней должны быть длиннее обычных на 25—30 см. Исправность сбруи проверяют ежедневно.
Для привязывания молодой лошади на развязку используют аркан из прочной тесьмы или проверенную на прочность веревку длиной около шести метров.

Другой такой же кусок веревки находится в санях в запасе. Обучающий должен иметь острый нож для перерезания привязи в случае экстренной необходимости.
Обучающий и ездовой должны быть спокойными и терпеливыми с молодой лошадью, не допускать резких движений, пугающих ее и вызывающих оборонительную реакцию. Недопустимы грубость и жестокость, использование хлыста, бича и других средств наказания.

Первый вариант.
Обучающий и ездовой запрягают рабочую лошадь в оснащенные приспособлением сани и подают их по коридору конюшни непосредственно к месту размещения молодой лошади. Надевают на нее уздечку с поводьями, не вкладывая в рот удила, а на шею петлю аркана. Если же аркана нет, то конец веревки, предназначенной для привязывания лошади, складывают вдвое и завязывают на шее возможно ближе к голове специальным узлом (рис.

4). Такой способ завязывания узла не позволяет ему затягиваться и затруднять дыхание лошади и вместе с тем достаточно легко распускается. Размер образовавшейся петли должен быть возможно меньшим, чтобы не допустить прохождения головы при осаживании лошади. После этого лошади вкладывают в рот удила, а затем ее подводят к задней части саней и привязывают концами веревок на развязку. Длина привязи должна быть такой, чтобы лошадь не могла смещаться в сторону и обходить сани сбоку и вместе с тем имела возможность свободно двигаться за ними посередине. Узлы, не формирующие петлю, легко распускаются непосредственно из нее.
После того как лошадь привязана, ездовой и обучающий садятся в сани. Ездовой берет на себя управление рабочей лошадью, а обучающий держит свободно в руке концы поводьев уздечки молодой лошади, не привязывая их к саням. Не следует пристально смотреть в глаза обучаемой лошади: это ее беспокоит.
После страгивания с места молодая лошадь может сопротивляться: бросаться в стороны, осаживать, упираться и т. п. Это естественное проявление оборонительной реакции. Необходимо энергично продолжать движение, не обращая внимание на такое сопротивление.
Наибольшее сопротивление молодые лошади обычно оказывают в момент начала движения и при выходе из конюшни. По мере удаления от нее сопротивление уменьшается, чему способствуют желание подражать другой (старшей) лошади и ослабление влияния инстинкта «дома».
Протяженность первой проездки, совершаемой шагом и рысью, составляет 3—4 км. Во время движения ездовой и обучающий не уклоняются от встречи с другими транспортными средствами. Видя, что рабочая лошадь на них не реагирует, перестает реагировать и молодая.
В конце проездки некоторое время двигаются по кругу во дворе или вокруг конюшни, разворачиваются, а затем въезжают в конюшню и останавливаются против станка или денника, где обычно размещена обучаемая лошадь. Далее лошадь отвязывают, заводят в станок (денник), вынимают изо рта удило, снимают узду, надевают недоуздок и привязывают. После того как лошадь привязана, распускают узел на шее и снимают веревку; задают в кормушку сено. Поить и кормить концентратами обучаемую лошадь можно не ранее чем через два часа после проездки. Концентраты и воду во избежание колик дают с промежутком в 1,5—2 часа.

Глава 1.

Метод дрессировки и подбор лошадей

Общие положения

«Свобода», «дрессированные лошади на свободе» — так в цирковой программе (репертуаре цирка) называют конные номера, в которых дрессированные лошади без всадника выполняют на манеже по командам и знакам дрессировщика различные построения, фигуры и трюки.

Дрессировщик заставляет выученную лошадь (лошадей) выполнять всю работу по командам, по условным знакам, движениям шамбарьера и фарпайча, по своим почти незаметным передвижениям на манеже. Чем незаметнее в свободе (конечно, как и в любых других номерах дрессуры) воздействие дрессировщика на лошадь, тем сильнее у зрителей эстетическое восприятие искусства дрессировки.

Цирковой дрессировщик — это и артист и режиссер-постановщик своих номеров. Артистизм его слагается из умения эффектно показать лошадей на свободе, умения красиво держать себя на манеже и творчески развивать художественно-постановочные принципы уже найденных решений в программах данного жанра.

Слагаемые красоты — это мягкая пластическая манера дрессировщика легкость и безупречность исполнения лошадью трюкового репертуара и всей работы, ее дисциплинированность и, безусловно, экстерьер.

Метод дрессировки

Гуманные методы обращения с животными значительно лучше влияют на красоту, на высокое художественно-эстетическое восприятие зрелища и выполняют задачу морально-воспитательного воздействия как на зрителя, так и на самих артистов советского цирка.

Для советского циркового дрессировщика даже не может быть предметом дискуссии вопрос, какой метод применять в дрессировке: суровый — грубый или гуманный — мягкий. Дисциплинированные, исполнительные и добронравные лошади никогда не могут быть воспитаны грубостью, побоями, при отсутствии доверия лошади к человеку. В условиях производственной работы в цирке неизмеримо велико значение гуманной дрессуры, охватывающей методы комплексного воздействия на лошадь. Выработка условных рефлексов должна строиться в первую очередь на поощрении (вкусовом, ободрении голосом, лаской), на применении строгости и требовательности в интонациях голоса и настойчивости. И только в последнюю очередь, и как можно реже, разрешается допускать в принуждении или в наказании болевой раздражитель.

Частое применение болевых приемов в дрессировке приводит к тому, что лошадь начинает бояться дрессировщика, дрожит, подходя к нему, нервничает, предчувствуя удары и побои, поджимает хвост, вызывая у зрителя своим видом жалость и отрицательное отношение к дрессировщику.

При гуманном методе дрессировки лошадь быстрее усваивает все требования и трюки, которым ее обучают, весело и безошибочно выполняет их, и у дрессировщика вырабатывается контакт с лошадью, а у нее — любовь к нему, желание подчиняться.

И наоборот, лошадь, выдрессированная грубыми, болевыми приемами, начинает ненавидеть дрессировщика, у нее вырабатывается нежелание подчиняться ему, а в цирке этот метод приводит еще и к непоправимым результатам. Лошадь, обладая относительно ограниченными умственными способностями, все же достаточно умна и сообразительна. Поэтому, понимая, что на репетициях за неподчинение командам и неисполнение трюков ее тотчас ждут побои (болевые раздражители), она выполняет все требования дрессировщика четко и безошибочно. В условиях же представления (зрители, музыка, свет, костюмы, другая сбруя), когда лошадь нельзя бить за неподчинение и ошибки, она познает возможность не подчиняться командам, не выполнять сразу и четко трюки, фигуры и перестроения, и в итоге дрессировщик демонстрирует свою плохую работу.

Надо здесь напомнить о том, что наказание лошади за непослушание и ошибки после представления, спустя некоторое время, не может быть лошадью понято и послужит только развитию нервозности и озлобления.

Нельзя обойти молчанием и не обратить внимания также и на этическую сторону грубого метода дрессировки, его отрицательного влияния на людей циркового коллектива, в котором познают жизнь и постоянно вращаются не только взрослые, но и дети большинства работников.

Выработка и обучение дрессировке по единой методике и следование ей в работе имеет огромное теоретическое и практическое значение для развития искусства циркового конного жанра, возрождения его художественных ценностей и для экономической эффективности в производственно-эксплуатационном процессе. Положения эти относятся не только к дрессуре на свободе, но и к выездке лошадей для цирковых номеров высшей школы, к возрождению и совершенствованию мастерства разнообразных цирковых наездников, для дальнейшего художественного развития в целом искусства циркового конного жанра.

Говоря о методах дрессировки, нельзя также забывать, что кроме твердого знания законов выработки у лошадей нужных условных рефлексов и торможения вредных дрессировщик в своей работе должен всегда иметь в виду следующее:

  1. Выбирать амплуа для каждой лошади надо в зависимости от ее способностей (к аппортировке, подниманию на дыбы, пиаффированию и т. д.), ведя наблюдение, когда лошади находятся еще в конюшне.
  2. Процесс закрепления определенных навыков (трюков, движений) считать законченным, когда твердо установится связь между командами и выполняемыми действиями лошади.
  3. В зависимости от типа высшей нервной деятельности у лошадей по-разному проявляется характер преобладающих реакций, и на один и тот же раздражитель у двух лошадей реакция может быть совершенно различной. У одних преобладает оборонительная реакция в активной форме, у других — в пассивной. У некоторых лошадей более резко выражена пищевая, или ориентировочная реакция. Умение определять по поведению лошадей характер преобладающей реакции имеет очень важное практическое значение в дрессировке.

Наличие той или другой преобладающей реакции (характера) требует от дрессировщика определенного подхода. Например, с робкими, трусливыми лошадьми следует соблюдать осторожность, развивая у них смелость. Дрессировку лошадей с преобладанием пищевых реакций (жадных) целесообразно строить на пищевых безусловных раздражителях (подкормка).

У молодых лошадей высшая нервная деятельность очень пластична и легче поддается переделке, а у старых она консервативнее. Можно тем или иным способом форсировать развитие определенных качеств у лошади, но нельзя ставить для беззащитной лошади непосильные сегодня для нее задачи и требовать их исполнения. Практика такого рода никогда не имела успеха, калечила животных, а затраченный труд оставался без вознаграждения.

По учению И. П. Павлова при образовании условного рефлекса в качестве начального раздражения является раздражение клеток коры больших полушарий головного мозга. Немалое значение имеет при этом физическая сила раздражителя. Чем сильнее условный раздражитель, чем больше энергии поступает с ним в большие полушария головного мозга, тем больше условно-рефлекторный эффект (при прочих равных условиях), тем энергичнее двигательная реакция. Но есть предел, за которым еще более сильный раздражитель не увеличивает, а уменьшает этот эффект.

Чтобы выработать у лошади прочный условный рефлекс, необходимо время от времени подкреплять его безусловным раздражителем, на основе которого он был выработан (например, подкормка, туширование и т. д.). Если такое подкрепление отсутствует, то проявление условного рефлекса постепенно ослабевает и, в конце концов, может совсем исчезнуть. Иначе говоря, происходит угасание рефлекса.

Не всякий раздражитель одинаково действует на разных лошадей. Сильный окрик дрессировщика или резкое туширование у одной лошади вызывает усиленное возбуждение, и она активно начинает работать, а у другой лошади этот же раздражитель вызывает отказ выполнять команды дрессировщика. Объясняется это тем, что сильный раздражитель вызвал у второй лошади сильное возбуждение нервных клеток, превысив их работоспособность. В виде защиты от сильного раздражителя в нервных клетках развивается запредельное торможение, которое И. П. Павловым было названо охранительным торможением (охраняющим нервные клетки от разрушения). Охранительным торможением организм отвечает также при многократном беспрерывном повторении одного и того же приема, и вместо возбуждения у лошади появляется вялость и: она отказывается от дальнейшего повторения приема. Во избежание этого следует постоянно разнообразить порядок прорабатываемых приемов, не отвлекаясь от поставленной перед собой основной задачи.

Первостепенное значение для работы «на свободе» имеет подбор лошадей. Целесообразно приобретать не производителей и не обязательно чистопородных или лошадей редких пород. Требованиям цирка могут отвечать и полукровные лошади, красивые по масти, предпочтительно добронравные по характеру. Однако исключительно красивых лошадей не так часто удается найти.

При покупке лошадей нельзя рассчитывать на подбор только добронравных животных. Попадаются иногда нужные по экстерьеру и масти лошади, но злые, пугливые, норовистые, с уже испорченным характером. Умелые дрессировщики и обслуживающий персонал могут исправить характер у лошади своим вниманием, настойчивостью, требовательностью и в первую очередь доброжелательным и ласковым обращением*.

* ()

Основные работы с шамбарьером и его назначение

Прежде чем работать с лошадьми, дрессировщик должен научиться в совершенстве владеть шамбарьером, который служит дрессировщику инструментом для регулирования движения лошади и исполнения ею трюков, но не средством наказания животного.

Владеть в совершенстве шамбарьером — это значит попадать, касаться лошади концом ударника шамбарьера или, как профессионально называют в цирке, тушировать лошадь по определенному месту ее корпуса. Кроме того, шамбарьер в руках дрессировщика в различных положениях, как и передвижение самого дрессировщика на манеже, служат также регулированию и направлению движения лошадей и выполнению ими трюковой работы. Дрессировщик, приучая лошадь к точным и одинаковым для каждого значения действиям шамбарьера, вырабатывает у лошади определенную необходимую для работы реакцию — условный рефлекс. Использование шамбарьера, движения и жесты самого дрессировщика подробно разбираются дальше применительно к конкретным описаниям работы с лошадьми по обучению их нужным аллюрам, трюкам, различным переменам движения, построениям и перестроениям.

Определяя производственное назначение шамбарьера как инструмента (средства, прибора), помогающего в дрессировке, следует одновременно предостеречь от неправильного использования его, обратить внимание на недопустимость непроизводственного, нехудожественного применения шамбарьера только для бесцельных шумовых эффектов. Дрессировщик не имеет права выполнять на манеже сам и шамбарьером ни одного бессмысленного, лишнего движения, не служащего определенным целям управления и постановочно-художественного решения.

Будет уместным провести параллель между артистом-дрессировщиком большой группы лошадей «на свободе» и дирижером оркестра. В руках первого — шамбарьер, у второго — дирижерская палочка служат управлению ансамблем. Цирковому дрессировщику необходимо также достигать высокого профессионализма, мастерства, художественной выразительности, чтобы иметь право называться артистом, творить и доставлять людям радость искусством циркового конного жанра.

Научиться в совершенстве владеть шамбарьером, то есть точно, свободно и красиво применять его в работе, можно только в результате упорных, длительных и правильных тренировок. Основные рекомен-дации по освоению работы с шамберьером, приводимые с учетом последовательности обучения и тренировок, следующие:

Первое — необходимо научиться правильно держать шамбарьер. Для этого надо взять его за ручку древка, зажать в руке так, чтобы конец ручки выступал из кулака на 1-2 см; вытянуть руку вперед, древко должно быть прямым продолжением руки, пальцы руки обращены вниз; из такого положения шамбарьера ударник забрасывается вверх назад и посылается вперед, как бы передавая посыл от руки к древку и от древка на конец ударника — на наконечник. Аналогия с легким броском камешка пальцами руки вперед.

Когда такому посылу начнет подчиняться ударник, и при этом он не будет захлестываться, задевать лошадь и находящихся поблизости людей и когда будет отработан точный посыл ударника вперед и щелчок наконечника, можно переходить к попаданию наконечником в определенные заданные точки.

Тренировки для точности попадания могут проводиться сперва в любом подходящем месте, затем на манеже с различными предметами и вещами. Например, раскладываются для этого на полу, на барьере кусочки бумажек, палочки, мячики и т. д. Стоя от предметов на расстоянии длины шамбарьера (древка и ударника) и вытянутой руки, следует сбивать наконечником предметы в различном порядке (подряд, через один, по заказу, варьируя самым разнообразным образом). Добившись абсолютно точного попадания в разные предметы и в разных условиях, следует пользоваться шамбарьером в работе с лошадьми (рис. 48).


Рис. 48. Тренировки для точности попадания могут проводиться сперва в любом подходящем месте, затем на манеже с различными предметами и вещами

Использование шамберьера в редких случаях допустимо для вызова сильного болевого раздражителя в целях наказания лошади, при воздействии на нее только (подчеркиваем — только) в момент ее злобного, систематического неповиновения, неисполнения усвоенных трюков и движения, нарушения порядка, укуса других лошадей и т. д. Суровый окрик по кличке и сильный щелчок (удар) по корпусу, но не по голове, должны являться достаточным воздействием на лошадь. Приучая ее к повиновению, дрессировщик должен разумно регулировать силу щелчка шамбарьером, не забывая того, что наконечником ударника можно при сильном ударе рассечь кожу, как ножом.

Таким образом, для дрессировщика является обязательным овладение и точностью и различной силы ударом наконечника, чтобы этот инструмент верно служил в его руках дрессировке и в нужных редких случаях — разумному своевременному наказанию, но не причинению травмы лошади.

Фарпайч-малый шамбарьер

Для дрессировки и регулирования движения и исполнения трюков дополнительно к шамбарьеру используется также другой вид хлыста, состоящего из гибкого древка длиною 1,8 м, но с наконечником длиною всего 30-40 см.

Профессионалы называют этот хлыст фарпайчем. Конкретное его назначение и применение будут подробно рассматриваться дальше.

Заездка под седло

Продолжим тему обучения лошади. Нельзя считать животное полностью обученным, если оно не умеет ходить под седлом. А это довольно не просто — приучить лошадь свободно и легко двигаться на всех аллюрах с непривычной верховой нагрузкой (всадником). Легче всего поддается обучению животное, выросшее в тесном контакте с людьми и видевшее от них заботу, ласку и внимание. «Наука» начинается с надевания недоуздка и приучения к нему животного ещё в молодом возрасте. Существует ещё ряд приёмов, которые должна освоить лошадь, чтобы считаться полностью обученной.

Приучая лошадь стоять на привязи, важно, чтобы недоуздок и развязки были прочными. Потому что лошадь, пытаясь вырваться, почувствует сопротивление привязи и убедится в бесполезности своих попыток. Первое время желательно животное привязывать к привычному месту, лучше всего к кормушке. Чистку лошадь всегда воспринимает с удовольствием и старается отблагодарить за ласку доступным ей способом, а именно, прихватыванием зубами. Ни в коем случае не допускайте этого, отводите голову животного в сторону, словесно выражая свое неодобрение. Поднятию конечностей лошадь обучается легко, для этого поднимайте ее ногу и несколько раз отчетливо и громко повторяйте команду «ногу!». Позже животное будет поднимать конечность по команде даже при лёгком касании.

Гораздо более сложно «оповаживать» молодую лошадь, при этом один обучающий ведет животное, а второй сзади поддерживает. При натяжении повода лошадь может оказывать сопротивление. В такой ситуации воспитатели должны проявлять максимум терпения и чуткости. Тянуть слишком сильно за повод не только бесполезно, но и небезопасно, так как рассерженное животное может стать практически неуправляемым. Нужно также научить лошадь работать на корде с двумя обучающими — кордовым и бичевым. Кордовой находится в центре и при помощи корды удерживает животное на кругу. Сначала нужно провести животное по кругу в обе стороны, затем, постепенно удлиняя корду, отпускать лошадь. Для отработки перехода животного с шага на рысь громко и четко кордовой подает команду «рысью!», бичевой щелкает или взмахивает бичом, а если лошадь не реагирует на звук и движение, то слегка ударяет ее. При переходе на шаг кордовой подает команду «шагом!», бичевой опускает кнут, кордовой постепенно и мягко укорачивает корду и, повторяя команду, останавливает лошадь. После выполнения этого достаточно сложного задания обязательно нужно поощрить вашего питомца, погладить его и угостить вкусной подкормкой.

Продолжительность движения рысью в одну сторону на первых уроках — 1-2 мин, а по мере усвоения команд — 3-5 мин. В процессе работы на корде лошадь приучают и к седлу.

Первые 2-3 дня его кладут на спину животного, не затягивая до конца подпругу. Когда лошадь привыкнет к седлу, переходят непосредственно к тренировке на корде. Через 4-5 дней животное привыкнет пусть к небольшой, но тяжести на спине, после этого можно попробовать сесть на него. Перед самой посадкой лошадь должна подвигаться до легкого утомления. Затем два человека удерживают лошадь на месте, а третий подсаживает всадника в седло. Основная задача в этой ситуации — не напугать животное резкими движениями и удержать его на месте. На первый раз достаточно провести лошадь несколько кругов, а затем спокойно слезть с неё, огладить и угостить подкормкой. На последующих уроках это упражнение повторяется. Затем животное обучают первым навыкам управления: посылу вперёд, остановкам, поворотам, переходам из аллюра в аллюр при помощи повода или непосредственного действия шенкелей (шенкель — внутренняя часть ноги от пятки до икры).

При движении шагом всадник одновременно с командой кордового «рысью!» сжимает шенкелями бока лошади, а помощник кордового при необходимости подгоняет лошадь бичом. По команде «шагом!» всадник мягко натягивает повод и успокаивает животное голосом. Благодаря чередованию этих действий достигается четкое взаимодействие между всадником и лошадью. Так же отрабатывают остановку, повороты и т.д. После освоения первоначальных навыков управления корду отстёгивают и лошадь пускают следом за спокойной взрослой лошадью или ставят в «смену» объезженных лошадей.

В заключение следует сказать, что лошадь начинают обучать ходить под седлом в возрасте 2,5-3 лет и не раньше. И работа эта сложная, кропотливая и трудоемкая, как вы уже смогли убедиться.

Первое, что нужно усвоить: наездник или жокей? Как правильно называть человека, который «рулит» лошадью? Если речь идет о скачках, исключительно «жокей». Для простоты запоминания: жокей — это тот, кто сидит верхом.

Скачки — исключительно зрелищный вид состязаний. Заезд длится, как правило, всего две минуты, поэтому эмоции на трибунах предельной концентрации. А распаляют азарт ставки, знаковый атрибут. Прийти на состязания и не сделать ставку — да разве это мыслимо? Именно со ставок на скачки начались букмекерские конторы. Тотализатор на ипподроме сохранился, по сути, в том же виде, что сотни лет назад. Новичкам советуют ставить на фаворита. Это снижает риск проигрыша, впрочем, 
и величина призовых в случае победы самой сильной лошади едва ли впечатлит, ведь коэффициент на фаворита самый низкий. Ставка же на андердога сулит серьезный куш и седые виски.

И еще один хрестоматийно-фактурный аспект скачек — шляпки. Женщине появиться на трибунах без этого аксессуара — всё равно что раздетой: всеобщее внимание обеспечено, вот только взгляды будут изумленно-осуждающие. Удивительно, но в наше время отказа от условностей, клише и прочих рудиментов истории традиция надевать шляпки на скачки — самая фундаментальная.

И традиция, разумеется, английская. Во времена возникновения самых знаменитых скачек в Аскоте, основала которые королева Анна, подданным Ее Величества запрещалось являться пред монаршей особой 
с непокрытой головой. Так и повелось еще с XVIII века: женщины — в шляпках, мужчины — 
в цилиндрах. Скачки в Аскоте продолжаются пять дней, и в каждый из них дама обязана появиться 
в новой шляпке.

Вообще дресс-код на скачках предельно строг и формализован. И не только в чопорной Англии. Для женщин — минимум оголенных участков тела. Юбка — выше колена не более чем на пять сантиметров. Плечи и живот должны быть закрыты. Допускаются брючные костюмы. Мужчины же должны облачиться во фрак, рубашку с жилетом и галстуком, цилиндр и черные ботинки. Головной убор можно снимать лишь в строго определенных местах: ресторане, саду или на балконе. Конечно, это идеальный, рекомендуемый вариант дресс-кода. Строгий классический костюм для мужчин
в большинстве случаев также допустим, но, стоит признать, что это уже отклонение от тех самых канонических скачек, которые и славятся незыблемыми традициями.

Какая из лошадей — номер один на планете? На этот вопрос отвечает престижнейшая ежегодная премия «Лучшая скаковая лошадь мира», которую проводит швейцарский часовой бренд Longines.Хрустальный призовой кубок в форме головы лошади называется Equus. На нем гравируют имя победителя и вручают владельцу. Эта премия — мировой стандарт, отличительный знак, который присуждает международное скаковое сообщество при оценке результатов выступлений.

Шляпки, костюмы, традиции — это, безусловно, важные «антуражные» доминанты скачек, но вот без чего точно не обойдется ни одно представительное соревнование, так это без высоких результатов. А их могут обеспечить лишь избранные лошади. В мире всего три наиболее авторитетных скаковых породы: английская чистокровная верховая, арабская чистокровная и ахалтекинская. Лошади этих пород мускулисты и жилисты, обладают длинными мощными ногами, их головы — небольшие, а тела вытянуты. Быстрейшими в мире считаются «англичане», среди них проводится самый дорогой Кубок мира в 10 миллионов долларов. Закономерно, что английская чистокровная — самая дорогая порода. Цена жеребенка, если у него благородное происхождение, может достигать миллиона долларов, а заканчиваться… а вот заканчиваться ли? Стоимость самого дорогого коня в мире по кличке Френкел оценивается в умопомрачительные 200 миллионов долларов! Этот жеребец одержал 14 побед на топовых соревнованиях и ни разу не проиграл. С 2012 года конь находится на заслуженной пенсии, прекрасно себя чувствует, а хозяин продавать питомца не планирует.

Виды скачек

Самый зрелищный, богемный и статусный, безусловно, гладкие скачки. В них лошадь, возраст которой не должен быть меньше двух лет, мчит на 1200 или 2400 метров (это самые популярные дистанции; есть и 1000 метров, и 3200 и т. д.). Как и в легкой атлетике, здесь огромную роль имеет тактика. Жокей обязан грамотно распределить силы лошади, чтобы не загнать ее в самом начале, сохранив запал на финишный спурт. Скачки проходят на ипподроме овальной формы. Покрытие — дёрн, то есть травяное (как, например, в Великобритании) или грунтовое (США, Россия).

Барьерные скачки. Дистанция увеличивается до двух-трех километров, на протяжении которых лошадь преодолевает препятствия, достигающие метра в высоту. Даже при незначительном контакте такой барьер падает, не подвергая опасности животное и жокея.

Стипль-чез. Третий и технически самый сложный вид скачек. Помимо барьеров, которые в этой дисциплине достигают высоты полутора метров, движению лошади мешают также рвы, заполненные водой. Дистанция в стипль-чезе — от двух до четырех километров.

Скачки — вид спорта аристократичный, выдержанный и благородный. Здесь недопустимы скандалы и судейские огрехи, вопрос о победителе должен решаться только в честной борьбе. Исключительная важность не просто секунды, а сотых ее долей, требует от организаторов соревнований предельной точности фиксирования результатов. И эта важнейшая составляющая
в скачках тоже имеет вековые традиции. Как повелось в конце XIX века, так и по сей день официальным хронометристом самых значимых мировых соревнований в конном спорте является часовой дом Longines.

К числу наиболее престижных мировых скачек относят Royal Ascot, Prix de Diane Longines, Kentucky Derby, Dubai World Cup, Qatar Prix de l’Arc de Triomphe, Melbourne Cup Carnival и т. д. В России самые статусные соревнования, традиционно собирающие видных деятелей культуры, искусства, бизнеса
и первых лиц государства, — скачки на приз Президента Российской Федерации. В этом году они пройдут 11 июня на Центральном Московском ипподроме. Самое время озадачиться подбором шляпки и цилиндра и задуматься, на кого ставить.

Раздел: «Лошадь и человек» Опубликовано: 07.05.2016 в 14:38&nbsp &nbsp &nbsp

Конюшни открываются зимой в пять часов утра, а летом раньше. Прежде всего занимаются чисткой лошадей и конюшни, а затем дают лошадям корм. От восьми до десяти часов утра проходит работа на кругу, но для некоторых лошадей время это можно увеличивать, тогда как молодых и нежных не следует долго утомлять работой.

Затем всех лошадей вновь чистят и в это время дают им немного сена; поить надо до дачи овса. Первая дача овса должна быть приблизительно в 10 с половиной часов утра; в 12 часов дают вторую дачу и уже потом накладывают и сено.

В пять пополудни тренируемых утром скаковых лошадей опять поят и чистят сперва щеткой, а затем растирают пучком соломы. Если будет замечено, что ноги холодны, необходимо хорошенько растереть их руками, пока установится нормальная теплота. Овес дают в шесть и затем в семь часов вечера. Около восьми накладывают сено, меняют подстилку и, если лошади стоят не в денниках а в стойлах, то на ночь им отпускают привязь, чтобы они могли свободно ложиться.

Летом порядок несколько изменяется.

Конюшню открывают в четыре часа утра и тотчас же дают овес, после чего лошади работают на кругу. К полудню заканчивается чистка, и лошадей поят и вновь дают овса, в это время других лошадей чистят и поят вторично и дают овес; после этого всем дают сено.

До четырех часов пополудни отдых. В 4 часа упражнения для лошадей, причем одних пускают легким галопом, а других только шагом в течение более или менее истечения времени. По окончании работы чистят и поят; в шесть и семь дают овес, в восемь сено.

Попоны должны всегда надеваться тщательно высушенными; зимние должны быть плотнее летних. Вода должна быть комнатной температуры; поить можно раза 2—3 в день, в волю.

Свежее сено давать скаковым лошадям не следует, оно должно пролежать, по меньшей мере, 8—10 месяцев. Летом можно давать клевер или люцерну, а зимой морковь.

На качество воды нужно обращать особое внимание, так как от недоброкачественной воды могут появляться разные болезни. Ноги и копыта требуют частого осмотра. Такой режим заимствован у англичан и так как вековой опыт доказал его целесообразность, то изменять его отнюдь не следует.

Мы не говорим о некоторых отступлениях, которые вполне допускаются, как например несовпадение часов работы, которое находится в зависимости от состояния погоды. Что же касается времени уборки лошадей — то оно должно быть строго установлено один раз навсегда!

Так как выдерживаемые лошади не всегда с одинаковым аппетитом поедают овес, то внимательный тренер должен заметить в какую именно из дач лошадь охотнее ест овес и эту порцию овса следует увеличить.

Сено в промежутках времени между дачами овса нужно давать небольшими количествами. Количество даваемого корма с точностью определить нельзя, обычно оно колеблется между 4-5 кг сена и между 4—5 гарцами овса.

Разумеется, пока еще молодая лошадь не достигла своего полного развития, пока еще только формируется, обильное питание, помогающее организму работать — безусловно целесообразно и потому необходимо.

При достижении же лошадью полной стадии своего физического развития, усиленное питание делается вредным, так как способствует лишь образованию совершенно бесполезного жира.

Как дрессировать лошадь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *