Происхождение самой крупной лошади

Появление крупных лошадей на территории современной Англии связано с захватом этих земель римлянами. До этого на территории острова кони были представлены небольшими животными – особенно на севере, где разводились будущие пони. В эпоху средневековья островные селекционеры занимались выведением крупных лошадей, которые были пригодны для сельскохозяйственной работы, перевозки грузов и тяжелой конницы. Но эти животные также были далеки от современных тяжеловозов, как и от арабских скакунов.

Развитие тяжелоупряжного коневодства связано с эпохой индустриализации. Сельское хозяйство не оказало сильного влияния на получение крупных лошадей – для вспашки больших участков чаще использовали волов. А вот с появлением железных дорог и массовой добычей полезных ископаемых понадобился новый тип лошади. Теперь сообщение между городами чаще осуществлялось поездами, и скоростные повозки отошли в прошлое, а точнее полностью перешли на ипподромы. На небольших расстояниях можно было обойтись меньшими скоростями, но для повышения эффективности требовалось доставить максимум груза.

Родиной породы шайр является центральная Англия, графства которой в старые времена именовались «шир». Рыцари из этих мест выступали закованными в тяжелые доспехи, вооружались длинными пиками и двуручными мечами.

Изображаемые на гравюрах и описываемые в сказаниях кони имели большой рост и массивное тело. Но эти лошади еще были далеки от современных – их дифференциация началась в 16-м веке, когда кавалерия пересела на более легких кобыл, а для обоза потребовалось более сильные кони. Так известно, что тягловые жеребцы тех лет перевозили грузы в 3,5 тонны. В семнадцатом веке крупные упряжные кони именуются Английскими Вороными. В совершенствовании этого типа участвовали завезенные лошади из Германии и Голландии. Рядом современных историков-животноводов высказываются гипотезы о значительном прилитии фризской крови.

Окончательное формирование породы происходит уже в 19-м веке, к его началу уже насчитывается большое количество крупных лошадей, используемых для различных сельскохозяйственных и других работ. Учреждение общества любителей породы происходит в 1878 году, а через шесть лет происходит переименование ее в Шайр. Вместе с обществом составляется и первая племенная книга, в которую включается до 2,5 тысяч животных, регистрируемых с 1770 года. К 1900 году насчитывалось свыше 5000 племенных животных.

Конец девятнадцатого века охватывает бум тяжелоупряжного коневодства. Шайры распространяются по всему миру. Значительное количество было переправлено через океан – в США открывается свое общество.

В России эти тяжеловозы не получили большого распространения (основой для отечественной селекции служили бельгийские и французские лошади), но шейры были использованы при выведении владимирской породы.

Двадцатый век встречает тяжеловозов (как и других лошадей) повальной механизацией. Но если легкие кони еще активно применялись вплоть до 50-х годов, то нужды в огромных конях больше не было. Вторая мировая война оказала самое губительное воздействие:

  • жесткие нормы на расходы кормов (острая нехватка продовольствия);
  • внедрение машин различного рода, заменивших шайров на всех фронтах;
  • низкая воспроизводительная способность и плохая селекция.

В 1955-м году популяция породы насчитывала всего 100 чистокровных лошадей на территории Англии. В последующие годы энтузиастами было решено приступить к восстановлению породы. Значительную роль в этом сыграло американское общество любителей породы. Но из-за нехватки производителей и слабого генетического разнообразия было решено прибегнуть к прилитию крови клайдесдалей. Сейчас порода находится в числе угрожаемых – популяция не превышает 1000 особей.

Особенности внешнего вида и использования шайров

Значительное внимание (особенно в английской селекционной практике) уделяют внешнему виду. Жеребцы могут иметь только три типа масти – вороной, гнедой и серый. Для кобыл также допускается иметь окраску волоса чалого цвета или иметь большое количество белых отметин (среди жеребцов допускается их малое количество, например белые чулки).

Это особо крупные лошади (породе принадлежит рекорд мира) со средней массой в 900-1100 кг. Самым крупным представителем всех времен считается Мамонт – этот жеребец при росте в холке в 219 см достигал массы на пике своей формы в 1524 кг. Кони обладают сравнительно легкой головой с правильным пропорциональным профилем. Шея массивная с небольшой изогнутостью у затылка. Грива небольшая, часто выстригается. Хвост редкий, поставлен низко.

Особенности селекционного отбора придали животным массивный тип – глубокая грудная клетка (в обхвате свыше 2-х метров), огромные копыта с диаметром свыше 30 см. Мышцы сильные, хорошо выражены. Но также не обошлось и без наследственных заболеваний – шайры предрасположены к хронической лимфосаркоме. Также распространены опухолевые заболевания кожи и поражения сухожилий, суставов и мышц конечностей.

Минимальные промеры по стандарту породы:

  • рост в холке жеребцов от 173 см, а кобыл от 163 см;
  • масса – 900-1100 кг;
  • грудная клетка в обхвате – 215-255 см;
  • обхват пясти – от 25 см.

Крепкие в спине и конечностях, лошади передвигаются только шагом – рысь не свойственна для породы и считается отклонением от нормы. При оценке животного особое внимание уделяют качеству конечностей – тазовые должны иметь правильный, прямой постав. При искривлении и косолапости лошадь бракуется. Дистальные участки ног покрыты густыми щетками.

Сейчас порода редко используется для работы. Основное место применения – завлечение туристов для прогулок или обычных выставок. В недавнем прошлом этих коней запрягали в специальные вагончики, перевозившие пиво с заводов в пабы. Сейчас можно встретить несколько подобных заведений в центральных графствах.

Единственным местом, где лошади породы шайр используются как рабочие – лесное хозяйство. Многими егерями эксплуатируется данное животное для проведения санитарных рубок деревьев. Применение коней позволяет вытаскивать большие деревья без использования тракторов, где они не могут подъехать. Кроме того, содержать коня в отдаленных участках легче, чем технику.

Арденская порода лошадей — это вторая порода тяжеловозов, выведенная в Бельгии и в северо-восточной части Франции, в гористой местности Арденны.

В основе этой породы лежит та же древняя лошадь белгов, что и в основе брабансонов. Относительная бедность пастбищ Арденн и более экстенсивное воспитание явились одной из причин того, что здесь выработался несколько своеобразный тип тяжеловозной лошади, как арденская.

Но уже во второй половине прошлого столетия к арденам на их родине приливалась кровь брабансонов, вследствие чего они сейчас по типу очень близки к крупным бельгийским тяжеловозам, правда, при некотором своеобразии, выражающемся в меньшем росте, большой сухости и подвижности.

У нас с арделами начата работа давно. За большой (почти столетний) период селекции по типу и без учета крупности (что имели место до недавнего времени) в СССР создан свой тип ардена, который Д. М. Лебедев называет русским арденом.

Таким образом, по крупности ардены занимают самое последнее место среди шаговых пород лошадей. Мал у них и обхват пясти. Но зато очень хорошо развит корпус, а ноги чрезвычайно сухи и прочны, при незначительно развитых щетках. Ардены на вид небольшие, но хорошо сложенные, могучие лошади. Голова у них небольшая, часто вогнутая в переносице, широколобая; шея средней длины; холка невысокая; спина незначительно мягкая, но широкая; поясница широкая, короткая и мускулистая; круп широкий, раздвоенный и часто свислый. Постановка ног правильная; копыта небольшие, прочные. Масть у арденов обычно рыжая, гнедая и чалая.

Оброслость гривы и хвоста средняя.

Арденские лошади скороспелы. Так, к 2 годам они почти достигают размеров взрослых животных и могут приучаться к легким сельскохозяйственным работам. По плодовитости они превосходят брабансонов, но все же и в этой породе на повышение зажеребляемости и выжеребки необходимо обращать большое внимание.

К положительным качествам этой породы следует отнести меньшую их требовательность к корму и условиям содержания.

При сравнительно небольшом росте ардены обладают очень высокими рабочими качествами. Прежде всего, они подвижны и в этом отношении стоят на первом месте среди тяжеловозов. Известны случаи, когда арденские лошади в упряжке в одиночке с грузом проходили по 50 километров в течение 4 часов без отдыха. В обычных сельскохозяйственной работе они обнаруживают большую силу, выносливость и большую доброправность. Они вывозят иногда в день до 1,5 тонны груза по грязной дороге на 20— 25 километров. На специальных испытаниях на Московском ипподроме в 1938г. арденский жеребец Лазутчик прошел шагом 10 километров с грузом в 2 000 килограммов в автокачке в 1 час 27 минут 22 секунды. В 1939 г. жеребец Коварный при испытании на максимальную грузоподъемность вывез 7 265 килограммов груза при тяговом усилии в 314 килограммов. Официально зарегистрирован рекорд ардена на 1 километр рысью 2 минуты 384/8 секунды и шагом 7 минут 30 секунд. Как видим, по всем показателям качество арденских лошадей очень высокое. Поэтому только незнанием качеств этой замечательной лошади можно объяснить, что многие коневоды не хотят разводить ардена, ссылаясь на то, что он мелок. Рост, конечно, имеет большое значение, но не нужно только из-за него не замечать других высоких качеств ардена, которые делают его одной из желательных пород лошадей для наших колхозов средней нечерноземной и северной полосы Советского Союза.

Результаты метизации арденом в районах Смоленской области и Полесья и даже в Грузии (Богдановский район) можно считать хорошими. Во всех случаях получается укрупненная, подвижная и сильная лошадь ростом в 142—144 сантиметра. В районах северного коневодства пока результаты метизации арденами неоценены, но нужно предполагать, что и там он даст хороших метисов в первом же поколении. Не подлежит сомнению, что и грэдинг на ардена будет давать хорошие результаты.

Наибольшее значение имеют следующие линии арденов.

Линия Колчана-Караула. Лошади этой линии некрупны, длинны, с хорошим обхватом груди, среднего живого веса. Основными продолжателями являются дети и внуки Караула Бурный, Куль, Греховодник, Лазутчик и др.

Линия Мальчика. Лошади этой линии некрупны, но с хорошо развитой грудью, костистостью и длинные. Лучшим продолжателем является Лужок, Лёх, Лиман и рекордист по грузоподъемности рыжий жеребец Коварный, рожд. 1936 г., получивший аттестат II степени на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 г.

Линия Рубикона, 1918 г. Лошади этой линии довольно крупны, но несколько укорочены и с менее развитой грудью. Костистость удовлетворительная. Продолжателями линии являются Ринваль, Рауль, Глазомер, Самохвал, Бравый и др. Линия имеет очень большое распространение в заводах СССР.

Линия Поденщика, 1918 г. (из старой линии Бизори). Лошади этой линии среднего роста и самые длинные. Корпус развит хорошо; это самые массивные лошади среди арденов. Лучшие продолжатели в этой линии Поденщик и Пасынок.

Меньшее значение имеют линии Ладного, Бруса, Мутона и Капитана.

Следует указать, что в породе русских арденов можно различать два типа: 1) крупные, несколько укороченные и грубоватые — уральские, 2) некрупные, коротконогие, породные — украинские.

Основной задачей племенной работы в этой породе является укрупнение роста при сохранении сухости и подвижности.

Разводятся ардены в конюшенных условиях. Они, так же как и брабансоны, нуждаются в обильных рационах и хороших условиях содержания, но все же они менее требовательны, чем брабансоны. Разводят арденов несколько заводов и коневодческих ферм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История породы

Этой породе почти 300 лет. Встречаются упоминания о лошадях, практически копирующих современных клейдесдалей. Их разводил в начале XVIII в. коннозаводчик Патерсон из Лохлиоха. Прародителем клейдесдалей считается жеребец по имени Глансер, чьей матерью была кобыла Марпит родом из Лохлиоха.

В XVIII в.

в Ланаркшир привезли фламандских и голландских жеребцов, позднее клейдесдалям очень часто приливали кровь шайров. Известно, что два конезаводчика XIX в. Дэвид Риддел и Лоренс Дру считали, что у шайров и клейдесдалей одно происхождение, поэтому постоянно скрещивали их. От шайров клейдесдали унаследовали такие достоинства, как массивный костяк и глубокое туловище.

У клейдесдалей быстрые, уверенные аллюры. По описанию породы, составленному Ассоциацией по разведению клейдесдалей, лошадь должна передвигаться так, чтобы человек, идущий позади, мог видеть каждую ее подкову.

В 1877 г. была учреждена первая ассоциация по разведению клейдесдалей, через год вышла первая племенная книга. Интерес к породе сильно вырос не только в Великобритании, но и в других странах. Этих лошадей стали вывозить в прочие государства Европы, в США, Канаду, Южную Америку, Россию, Австралию. Их использовали и в сельском хозяйстве, и для перевозки грузов, и для извоза, и на угольных шахтах — везде требовались необычайная сила, послушание, управляемость этих прекрасных лошадей.

В России клейдесдали распространились среди крестьян, занимавшихся разведением лошадей: в Воронежской, Тамбовской, Нижегородской и Владимирской губерниях. На родине, в Великобритании, их продолжали скрещивать с шайрами, и эти метисы почти не уступали чистопородным клейдесдалям. Жеребцов клейдесдалей также скрещивали с кобылами других крупных пород.

В 1970-х гг. в связи с механизацией поголовье клейдесдалей сильно снизилось, однако породу удалось спасти, и сейчас ее численность постепенно увеличивается.

Клейдесдали отличаются отменным здоровьем, элегантностью фигуры, удивительной живостью и добрым характером. Клейдесдальская лошадь очень рано созревает, она плодовита и работоспособна.

Особенности породы

Клейдесдали похожи на шайров, но не такие крупные, голова у них более легкая. Жеребята проводят много времени в движении, им дают самый разнообразный корм, и поэтому взрослый клейдесдаль обладает быстрым, но размеренным и широким шагом, и он суше, чем другие тяжеловозы.

Клейдесдали в большинстве своем имеют гнедую масть. На лбу расположены белые отметины, иногда это проточина или даже лысина. Ноги, точнее, скакательные суставы, тоже белого цвета. На них имеются густые мохнатые белые щетки — фризы.

Клейдесдали привлекают своим добронравием, живостью и элегантностью. Они хорошо перевозят грузы и очень работоспособны. Клейдесдали отличаются спокойным и энергичным нравом, выносливостью и неприхотливостью.

Общая характеристика породы

  • Высота в холке: 165—185 см
  • Масть: Гнедая, караковая, с белыми отметинами на голове, ногах и животе
  • Тип: Упряжная
  • Специализация: Рабочая, спортивная

Конные заводы Соединенного Королевства Великобритании занимаются разведением четырех основных пород лошадей, а именно: британских першеронов (The British Percheron), суффольков (The Suffolk Punch), клейдесдалей (Clydesdale) и шайров — самых крупных на планете тяжеловозов.

Остановимся подробнее на одной из древнейших тяжеловозных пород, ведущей свой род от боевых рыцарских коней, потомков лошадей эпохи Римской империи.

Точно рассказать об истории возникновения этой породы, как и многих других, практически невозможно. Однако все же следует попытаться выяснить происхождение шайрской породы.

Этимология названия породы такова: слово «шайр» произошло от древнесаксонского слова, которое имеет значение «граница», «раздел». Это слово мы встречаем в таких словах, как Линкольншир, Лесестершир, Стаффордшир и Дербишир. В этих названиях вторая часть слова «shire» означает не что иное, как «графство».

Шайрские лошади попали на территорию Англии благодаря королю Вильгельму Завоевателю в 1066 году. В течение XVI-XVII веков местное поголовье было скрещено с фландрскими лошадьми (Flanders), завезенными в Англию голландцами. Также в жилах шайрских лошадей течет кровь фризских лошадей (Friesians). Родоначальником шайрской породы принято считать жеребца по имени Слепая Лошадь (1755 г.) из Пэкинтона. Его имя можно найти в первой племенной книге, изданной в 1878 году.

На протяжении всего периода существования лошади шайрской породы имели множество самых разнообразных названий.

Первое наименование этих крупных военных лошадей звучало как «Great Horse», что означает «Великая лошадь». Несколько позднее ее называли английской, староанглийской или вороной.

С 1878 года (год образования общества шайрских лошадей) в Англии начинается планомерное консолидирование породы.

Шайры самые большие лошади

Лошади шайрской породы имеют ряд отличительных особенностей. Следует отметить, что представители этой породы очень крупные и массивные. Высота в холке колеблется от 165 до 175 см, а живая масса лошадей составляет 1000-1200 кг.

В 1846 году на свет появился необыкновенный жеребенок. Его уникальность состояла в том, что он был необычайно крупным. Ему дали имя библейского великана Самсона. Однако, когда жеребенок вырос, ему пришлось дать другое имя — Мамонт, ведь его высота в холке достигла 219 см. Жеребец по кличке Мамонт до сих пор является самой высокой лошадью за всю историю коневодства.

Экстерьер шайрских лошадей таков: большая голова, толстая, массивная шея, низкая, широкая холка. Спина сильная, мускулистая и широкая, поясница короткая. Круп лошади широкий, немного опущен, грудная клетка объемная, ребра имеют округлую форму. Отлично развитая мускулатура, бочкообразные бедра, ноги, сильно обросшие фризами, просто потрясают своей толщиной и массивностью.

Типичная для шайрской породы масть — гнедая, вороная и рыжая с большими белыми отметинами на голове, а также белоснежными фризами в области скакательного сустава.

Характер шайров спокойный, уравновешенный.

Различные испытания, проводимые на ипподромах многих стран мира, показали высокие грузоподъемные способности шайрских лошадей.

Все эти удивительные качества были по достоинству оценены самыми известными коневодами. Порода привлекла внимание зарубежных покупателей. Это было обусловлено постоянной потребностью в сильных тяжеловозах, которые могли бы удовлетворять потребностям и нуждам армии и быстро развивающейся промышленности. Великобритания организовала постоянный экспорт шайрских лошадей в Северную и Южную Америку, Россию и Австрию. Шайры, привезенные в Россию, а также другие породы английских лошадей участвовали в формировании породы владимирского тяжеловоза.

Однако в 30-х годах XX века, в связи с появлением тракторов и другой механизированной и автоматизированной техники на фермах, разведение шайрских лошадей испытало сильный кризис. Поголовье лошадей резко сократилось. Шайрская порода буквально оказалась на грани исчезновения. Но благодаря ряду благородных коневодов порода вновь стала процветать.

Неимоверная сила, огромная выдержка и выносливость, отличное здоровье, добрый, покладистый характер сделали шайрских лошадей незаменимыми для вспахивания тяжелых земель на фермах. Модернизированные дороги, новые дилижансы нуждались в сильных и выносливых тяжеловозах. Также шайры успешно использовались для транспортировки громоздкой сельскохозяйственной техники, железнодорожных вагонов и возов с углем. По сей день шайры активно используются пивоварами. С их помощью английские пивовары развозят пиво по всей Британии. Но сегодня шайры, запряженные в традиционные телеги, являются всего лишь частью развлекательных мероприятий, шоу и праздников. Могучие шайры часто становятся участниками разного рода соревнований: на силу тяги или на скорость вспашки.

Экстраординарная сила, могучие формы, добрый характер заставляют восхищаться этой «Великой лошадью».

Происхождение породы и этапы племенной работы

В начале 18-го века активизируется эксплуатация угольных шахт в долине реки Клайда, вызывая повышенный спрос на улучшение существующей транспортной сети и местного поголовья лошадей. Для этого в Шотландии осуществляется экспорт фламандских и фризских жеребцов для скрещивания с местными кобылами. В результате был получен крупный молодняк, но большее влияние на формирование породы получили жеребцы Глансер и Лампитс. Они стали родоначальниками большей части современного поголовья. Сильное влияние этих двух коней связано с их выдающимися качествами и набирающей обороты в ту пору арендой жеребцов.

В 1837 году выходит постановление об улучшении племенной работы в Шотландии. Между хозяйствами устраиваются соревнования по лучшим представителям породы, а победителей чаще используют в случной кампании. Кроме того, были организованы очередные завозы лошадей из соседних округов.

Спустя 40 лет в Шотландии учреждается общество любителей породы, а в 1878 году подобная организация открывается в США. Одновременно создаются племенные книги и крупные заводы по выведению коней. Все это способствует стремительному росту поголовья, а высокие производительные качества повышают интерес к коням за границей. В период с 1870 по 1950-й год было экспортировано из Англии свыше 30 тысяч лошадей породы клейдесдаль, значительная часть из которых попала в Америку.

В 20-м веке порода могла полностью исчезнуть. Если в период до Второй мировой войны спрос на тяжеловозов еще поддерживался, то потом в производстве и сельском хозяйстве полностью перешли на механизированную технику. Сороковые годы стали наиболее печальными для ломовых коней – с 1946-го по 49-й годы число чистокровных жеребцов сократилось с 200 до 80.

Клейдесдали – порода крупных тяжелоупряжных лошадей, распространенных во всем мире благодаря своим экстерьерным качествам.

Длительное время порода считалась под угрозой исчезновения. Лишь в 90-е годы начинается работа по восстановлению популяции. На современном этапе развитие породы активизирует туристический интерес к породе, а лошади все чаще выступают во всевозможных шоу-программах. С 2010 года порода вышла из числа находящихся под угрозой – численность кобыл превысила 1500 голов.

Гармонично сложенный тип упряжной лошади сыскал мировую популярность породы. Клейдесдальские кони распространены во многих странах, а также были активно использованы при формировании новых линий и породных групп. Так, была сформирована австралийская линия с улучшенными легкоупряжными качествами. В самой Англии активно производили гибридизацию с пони для получения лошадей средних размеров с высоким тягловым усилием.

Такой необычный тип должен был обеспечивать перевозку фронтовой артиллерии в годы Первой мировой войны.

Экстерьер и особенности использования

Стандарт породы менялся несколько раз. До 1930-х годов в племенные книги чаще вписывали компактных животных относительно невысокого роста (влияние материнских генов) для ломовых лошадей. С 40-х годов меняется направление селекционной работы на укрупнение и приведение породы к типу шайров и першеронов. Сейчас это крупные лошади с ростом в холке до 190 см и массой до 1000 кг и более.

Клейдесдали обладают внушительной головой с прямым или несколько выпуклым профилем. Глаза расставлены широко, выразительны. Спинка носа и лобная доля покрыты белой шерстью, выгодно контрастирующей с основной мастью.

Средние промеры по породе:

  • рост в холке – 165-190 см;
  • объем грудной клетки – 220-250 см;
  • косая туловища – 173-205 см;
  • обхват пясти – 20-23 см;
  • живой вес – 800-1000 кг.

Шея длинная, мощная хорошо прикреплена к телу, не имеет изгибов. Грудная клетка глубокая, большая, бочкообразная. Лопатка длинная, поставлена под углом. Конечности мощные, особенно хорошо развиты тазовые. Мускулатура мощная, крестец и бедра выполнены. Передние конечности прямые, направлены к земле по идеальной прямой. Суставы крупные, дистальные отделы ног длинные, но уплощенные.

Для породы свойственно заболевание прогрессирующим хроническим лимфодермитом. Основная масть лошадей представлена вороными, гнедыми, серыми или рыжими цветами. Для клейдесдалей характерно наличие белых отметин на морде, конечностей и реже на брюхе. Шерсть длинная, особенно на щетках.

Первоначально животных эксплуатировали для транспорта каменного угля и сельскохозяйственных работ. Со временем число работ увеличивалось, особую популярность ломовые кони снискали на доставке продукции пивоварен и винокурен. Популярность использования тяжелоупряжных лошадей на доставке пива сделала клейдесдальскую породу символом торговой марки Будвайзер.

Некоторых животных активно используют для выездки. В Шотландии чрезвычайно популярны местные соревнования, включающие скачки и конкур. Но эти мероприятия больше относятся к торжественным мероприятиям, чем к спортивным состязаниям и обычно приурочены к важным датам и деловым визитам на высшем уровне.

Породу часто используют для съемок в кинофильмах, реклам. Мировая популярность клейдесдалей связана с их яркой внешностью, отличающей от других ломовых животных. Это гораздо более элегантные и гармонично сложенные кони. Красоту дополняет и яркая масть, позволившая использовать коней для королевской упряжки.

Лошадь породы шайр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *