Владимирский тяжеловоз — порода тяжеловозных лошадей, выведенная в СССР. В результате деятельности заводской конюшни и государственного племенного рассадника лошадей был создан владимирский тяжеловоз.

Свое название «владимирский» лошадь берет от названия места, где она была выведена – Владимирской области.

В 1946 году владимирскую лошадь официально зарегистрировали. Владимирский тяжеловоз создан на племенных фермах колхозов и совхозов Юрьев-Польского и Суздальского районов Владимирской области и Гаврилово-Посадского района Ивановской области.

Такую породу лошадей специально создали для обработки тяжелой почвы в районах Владимирского ополья, где требовалась сильная и выносливая лошадь. Помимо этого, быстрорастущие города нуждались в гужевом транспорте. Это явилось предпосылкой для развития во Владимирской области тяжеловозного коневодства.

Для того чтобы вывести владимирскую породу тяжеловозов, Советский Союз закупил в Великобритании специальные породы лошадей: шотландские клейдесдали и английские шайры.

Лошади были закуплены в 1920—1930-х гг. Привезенных лошадей скрестили с местными лошадьми, так и вывели владимирского тяжеловоза.

При формировании владимирской породы большую роль сыграли клейдесдали, ценными особенно были Бордер Бренд, тёмно-гнедой, 1910 г., Лорд Джеймс, гнедой, 1910 г., и Глен Албин, гнедой, 1923 г. Они и стали основными родоначальниками владимирской породы. Значительно меньшее влияние на формирование породы оказали шайры. Незначительный вклад при формировании владимирской породы также внесли лошади английской суффолкской породы.

От местных лошадей владимирской породе тяжеловозов передались такие ценные качества, как приспособленность к местным условиям и выносливость в работе.

Спутать владимирского тяжеловоза с какой-либо другой лошадью трудно. Потому что для его экстерьера характерны следующие параметры:

Владимирская лошадь очень выносливая длинные, сухие ноги. У некоторых лошадей встречается значительная оброслость ног (фризы) и наклонность к развитию мокрецов;

— широкая грудь;

— длинный широкий круп, раздвоенный, немного свислый или нормального наклона;

— широкая спина, нередко несколько мягковатая;

— высокая длинная холка;

— длинная мускулистая шея;

— крупная голова, длинная, с выпуклым профилем;

— длинные и густые грива и хвост.

— Масть гнедая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами ног и головы; движения на шагу и рыси размашистые, свободные, темперамент энергичный.

Для лошадей владимирской породы присуща высокая выносливость в работе, они хорошо идут не только шагом, но и рысью. Владимирский тяжеловоз — спокойная и добронравная лошадь, обладающая энергичными, свободными аллюрами. Лошадь неприхотливая. Владимирский тяжеловоз способен жить не только в условиях конного завода, но и в табуне.

В своём облике владимирские тяжеловозы сохранили схожесть с ближайшими предками — клейдесдалями и шайрами. Для владимирской породы характерен крупный рост и обилие белых отметин. Но владимирские тяжеловозы никогда не имеют белых отметин на животе, как у клейдесдаля, серой или пегой масти, как у шайры, и не так сильны и крупны, как шайра (средний рост в холке шайрского тяжеловоза — около 2 м).

Владимирский порода лошадей по росту незначительно превышает среднего клейдесдаля, уступая лишь только шайрам и советскому тяжеловозу. По силе владимирский тяжеловоз также уступает шайре и советскому тяжеловозу, но преимуществом владимирской лошади является лучший результат в соотношении «вес — скорость движения — выносливость».

Владимирский тяжеловоз без груза настолько резв, что, несмотря на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты, что является стандартом резвости для двухлетних рысаков в России. С грузом 1,5 т владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже еще быстрее.

Основным назначением для владимирских тяжеловозов является перевозки тяжестей, также они служили хорошими улучшателями лошадей колхозов и совхозов. Метод по разведению владимирской породы лошадей — это чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся родоначальников и кроссов хорошо сочетающихся линий. Основные линии — Литого (Лорд Джемс — Тавлинка, 1923), Холода (Бордер Бренд — Химера, 1925), Кэпитена (Тальма — Нита, 1924), Глен Эльбина (Эшенфлауэр — Бэллс Пэгги, 1923).

Владимирские тяжеловозы достаточно плодовиты и скороспелы. С 3 лет жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75—80 %.

На двух конных заводах находится лучшее маточное поголовье: «Гаврилово-Посадский» Ивановской области и «Юрьев-Польский» Владимирской области. Племенной работой с владимирским тяжеловозом занимаются и две государственные заводские конюшни — Владимирская и Гаврилово-Посадская, располагающие наиболее ценными производителями. По экономическим причинам сегодня эта порода лошадей находится под угрозой исчезновения.

ДРУЗЬЯ НАВЕКИ

Иную жизненную мудрость можно найти в былине о становлении Ильи Муромца как богатыря. Ему советуют самому вырастить для себя боевого товарища из малого жеребенка:

А корми его пшеницей да белояровой, А пои его да ключевой водой. Будет тебе конь да лошадь добрая, Еще добра-де лошадь богатырская.

Действительно, нет вернее и преданнее боевого товарища, чем выращенный своими руками конь. Такой помощник на всю жизнь будет другом хозяину. Между ними всегда царит идеальное взаимопонимание, а конь слушается малейшего движения руки богатыря или реагирует на смену интонации в голосе. В бою, когда все решают доли секунды, преданный, с полуслова понимающий скакун может спасти своему хозяину жизнь. С другой стороны, воин-воспитатель также дорог коню. Нет страшнее горя, чем разлука бое
вых товарищей. Подтверждение этому можно найти в еще одной былине об Илье:

Мы убьем его, пограбим-ко, С конем его разлучим-ко!

Заметьте, речь идет не о том, что доброго коня можно будет выгодно продать. Разлука со
скакуном является местью не менее страшной, чем убийство. Косвенно это подтверждают и слова Ильи Муромца, который собственную жизнь сравнивает с лошадью:

А судьбу я за гриву ловлю, Норовистую объезжаю, А судьба для меня — за коня!

Искони Москва, Ярославль и Владимир отличались плодородной, черноземной, но чрезвычайно тяжелой почвой, поэтому для обработки таких земель была необходима очень сильная, выносливая, крупная ломовая лошадь. К тому же, в XVIII веке активизировался рост городов, вследствие чего возникла необходимость в гужевом транспорте. Возникший спрос способствовал организации в Гавриловом Посаде (Владимирская область) казенного конного завода, где стали выводить тяжеловозных лошадей.

Благодаря прилитию местным лошадям крови благородных пород, была выведена владимирская тяжеловозная порода. Главную роль в формировании породы играли шотландские клейдесдали, а именно гнедые по кличке Лорд Джеймс (1910 г.), Бордер Бренд (1910 г.) и Глен Албин (1923 г.). Их по праву считают родоначальниками владимирской тяжеловозной породы.

Английские шайры также внесли немаловажный вклад в развитие породы. Также в процессе выведения породы использовались лошади суффолкской породы.

Местные лошади, обладавшие способностью быстро приспосабливаться к любым природным условиям, а также высокой работоспособностью, стали еще выносливее.

Официально эта порода была зарегистрирована в 1946 году.

Теперь владимирский тяжеловоз стал наравне с такими именитыми породами лошадей, как першеронская и брабансонская.

Владимирскому тяжеловозу присущи такие особенности экстерьера, как:

  • большой рост;
  • крупная, вытянутая голова с рельефным, красивым профилем;
  • длинная, массивная шея;
  • высокая холка;
  • широкая, упругая спина;
  • широкий, мускулистый, раздвоенный круп;
  • мощная, широкая грудь;
  • длинные, крепкие, сухие ноги.

Для небольшой части лошадей данной породы характерно наличие фриз (ворсистые, волосяные наросты);
густая, красивая, блестящая грива и хвост.

Наиболее распространенная для владимирской породы масть — вороная, реже рыжая с белыми отметинами в области лба. Промеры владимирских жеребцов и кобыл дали следующие показатели (в см):

  • высота в холке — 165,
  • косая длина туловища — 173,
  • обхват груди — 207,
  • пясти — 24,5;
  • масса 760 кг, кобыл — 680 кг.

Владимирский тяжеловоз отличается энергичным, но при этом добрым и кротким темпераментом. Скорость движения высокая. Шаги свободные, размашистые, могут ходить не только шагом, но и рысью. Именно поэтому очень популярны могучие, быстрые и красивые владимирские тройки.

В пище владимирские тяжеловозы неприхотливы, не требуют сложного ухода.

Триада главных преимуществ владимирской породы такова: «вес — скорость — выносливость».

Еще одним важным достоинством этой породы является скороспелость и плодовитость.

Самое лучшее маточное поголовье владимирских тяжеловозов можно найти на заводах Ивановской и Владимирской областей.

Лошади Гаврилово-Посадского конного завода не раз становились чемпионами тяжеловозной породы (жеребец Курган, кобыла Криница), занимали первые места в ежегодных соревнованиях тяжелоупряжных пород лошадей (жеребцы Певец, Курган, кобылы Коринка, Венгерка), неоднократно ставили мировые рекорды на тяговую выносливость (420 метров с грузом 9 тонн) и скорость передвижения.

Лошади владимирский тяжеловоз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *