Содержание

Альтернативный вариант, чтобы сделать сани для лошади

Как известно, сани готовить надо летом. Однако, переносный смысл эта поговорка приобретает только в том случае, если у вас нет лошади. Если же это прекрасное животное стоит у вас в стойле для лошади, то вопрос о санях становится весьма актуальным.

Конечно, его можно решить очень просто, просто-напросто купив сани. Однако, сани для лошади можно сделать и своими руками, для этого будут нужны только инструмент, материал и, в обязательном порядке, желание. Итак, как сделать сани для лошади?

Прежде чем начинать мастерить телегу для лошади без колес, нужно обзавестись необходимыми материалами. В целом, каких-то редких или вышедших из употребления вещей для постройки саней для лошади не потребуется, да и не за всем надо будет бежать в магазин – многое из необходимого есть у каждого под рукой или в гараже. А если и нет, то материалы, в любом случае, обойдутся дешевле, чем готовые сани для лошади.

Схема деревянных саней

Инструменты и материалы

Для того, чтобы сделать сани для лошади необходимы:

  1. Несколько труб около 25-50 мм в диаметре (они будут нужны для стоек и полозьев).
  2. Листы металла.
  3. Уголки (их можно будет заменить швеллерами или профилями).
  4. Довольно большое количество досок.
  5. Несколько листов фанеры.
  6. Лакокрасочный материал.
  7. Две-три банки краски по металлу и дереву.
  8. Слесарные инструменты.

Слесарные инструменты

В целом, это все, что потребуется для изготовления и управления экипажем для лошади (сани). Все это можно с легкостью купить в любом строительном, а купив, приступать к работе. Инструменты, которые потребуются для работы, также очень широко распространены, и проблем с ними не возникнет. Так, лобзик найдется в любом хозяйстве, а это – практически основной инструмент для создания саней. Проблема может возникнуть только со сварочным аппаратом, но его можно одолжить буквально на день, так как создание саней больше времени не займет.

Изготовление полозьев

Вот она, самая трудоемкая часть работы. Однако, не стоит пугаться сложностей, ведь имея долю терпения и усидчивости их можно легко преодолеть. Итак, для полозьев ваших саней будут нужны металлические трубы. Рекомендуется использовать следующие виды стали:

  • Нержавеющая сталь.
  • Обыкновенная углеродистая сталь.

Нужно только добавить, что какой вид стали вы бы не выбрали, ездить сани будут одинаково хорошо.

Теперь, когда материал выбран, можно приступить непосредственно к изготовлению полозьев. Трубы для полозьев обычно берут несколько метров длиннее, чем сами сани, ведь полозья еще надо будет загнуть, причем загнуть с двух сторон. Сделать это будет необходимо, иначе сделанные вами сани для лошади сразу же начнут напоминать волокуши:

  1. Если у вас нет знакомого Геракла, то гнуть трубы будет довольно проблематично, особенно, когда они толстые. К счастью, для этого есть специальный инструмент – трубогиб. С его помощью гнуть трубы проще простого, да и занимает это совсем немного времени. Если же такого чуда техники нет, то это еще не повод отказываться от затеи с санями.
  2. Трубы можно гнуть и самим, набив их песком и хорошо нагрев. После этого их можно очень аккуратно согнуть. Главное – не перестараться, полозья должны быть одинаковыми.
  3. Если нужны более быстроходные сани для лошади можно приварить полоску стали чуть шире полозьев. Так увеличится контактная поверхность, а значит, и ездить сани будут гораздо быстрее.

Чертеж полозьев

Остальные части и сборка

Когда полозья для саней готовы, можно начинать заниматься остальными деталями саней. Одними из немаловажных частей саней являются стойки. Они должны быть с каждой стороны вашего изделия, иначе под большим грузом сани просядут. Из этого и следует, что чем большая грузоподъемность саней планируется, тем больше должно быть таких стоек. Стойки могут быть сделаны из металлических труб, только более тонких, в другом варианте для облегчения конструкции саней стойки выполняются из дерева.

После этого необходимо сделать поперечные перекладины, которые вместе со стойками создадут основу саней. Надежнее всего будет сварить все части саней, так можно быть уверенным, что сани прослужат долгие годы.

Из труб также необходимо будет сделать «кобылки», а потом приварить их к полозьям по шесть штук с каждой стороны саней. Длина их обычно варьируется от 8 до 10 см. Теперь, когда сани почти готовы, остается прикрепить металлические пластины небольшого размера. На этих пластинах позже будут крепиться оглобли.

Части, не несущие нагрузки надо облегчить, ведь у вас в стойле лошадь, а не мул. Некоторые деревянные части можно заменить на фанеру, вы не заметите разницы, а лошади будет легче.

Последние штрихи

Когда сама конструкция готова, необходимо будет придать ей «товарный вид». Где-то нужно будет зачистить несколько швов, провести косметические работы.

Декорирование и покраска

Ну и конечно, чтобы сани для лошади сделанные своими руками радовали глаз, их необходимо будет покрасить. Дерево можно покрыть резьбой, украсить, насколько хватит фантазии. Можно сделать удобные сиденья, положить несколько шкур. В целом, последние штрихи – дело каждого.

Готовые сани принесут не только пользу, но и много радости, веселья детям и хорошее настроение.

Видео: Как делают конные сани

Как сделать сани для лошади своими руками

Издавна, путешествуя на большие расстояния, люди использовали лошадей, запряжённых в телегу или повозку, а в условиях зимы — сани. Зимний вид транспорта популярен и сегодня (в хозяйстве, спорте, для развлечения), потому поговорим о санях, их видах и самостоятельном изготовлении.

Особенности и виды саней

Сани представляют собой подобие телеги, только вместо колёс они стоят на полозьях (грубо говоря, на двух крепких планках, изогнутых вверх в передней части конструкции).

Знаете ли вы? Самые роскошные салазки принадлежали императрице Елизавете Петровне. Отапливаемый углями «царский возок» спроектировал и изготовил французский инженер.

Их форма и размеры могли быть различными, в зависимости от применения. Например, для перевозки пассажиров были, как вариант, сани с высокой спинкой и защитой от комьев снега, летящих из-под копыт лошади, а для перевозки грузов — модель более прочная и устойчивая, способная выдержать большую нагрузку.

Сегодня по назначению различаются такие виды саней:

  • городские — двухместные, компактные, лёгкие (ими легко управлять в условиях городских улиц);
  • спортивные — с высокими полозьями, улучшающими манёвренность;
  • охотничьи — узкие и лёгкие, обязательно оснащаются тормозами; Знаете ли вы? Самые дорогостоящие сани ценой в семь тысяч евро были изготовлены в Швейцарии. Транспорт носит название: «Король салазок».
  • беговые — с низкой спинкой, что позволяет быстро выбраться;
  • розвальни — делают из дерева для лёгкости (и в то же время прочные при перевозке грузов);
  • дровни — в них отсутствуют спинка и отводы (используются для перевозки дров);
  • ковровые сани — рассчитаны на перевозку большой группы людей, утепляются изнутри ковровой тканью, имеют дополнительное сиденье.

Сакральное значение саней раскрывается в древних традициях многих народов. Славяне, финны, западноевропейские племена их использовали в похоронных обрядах как в качестве транспорта, так и в качестве носилок для покойного.

Даже в Древнем Египте на них везли мумию фараона до гробницы. На Руси сани использовались и в свадебных обрядах: жених и невеста, каждый на своём богато украшенном транспорте, отправлялись в церковь на венчание.

Ознакомьтесь с самыми популярными видами сбруи для лошади.

Как сделать сани своими руками

Прежде чем браться за изготовление саней, следует подготовить материалы и чертежи изделия (например, чертёж простой модели, которую в дальнейшем можно усовершенствовать).

Какие инструменты необходимо иметь

В зависимости от материала могут понадобиться следующие инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • трубогиб;
  • лобзик;
  • шлифмашина;
  • пассатижи;
  • дрель и свёрла по металлу;
  • паяльная лампа.

Материалы для саней

Материалы выбирайте, ориентируясь на назначение модели: металл, дерево, пластик.

В работе пригодятся:

  • металлические трубы, листы и уголки;
  • фанера;
  • крепёжные шипы;
  • саморезы;
  • пластиковые трубы;
  • лакокрасочные материалы.

Важно! Если в наличии нет специального инструмента, трубы загибают при помощи песка: засыпают внутрь и разогревают.

Изготовление полозьев

Металлические полозья хороши прочностью и быстротой сборки. Для того чтобы их загнуть, понадобится трубогиб. Для работы по дереву требуются специальные навыки и аккуратность. Сначала на деревянной поверхности делают эскиз, затем с помощью лобзика выпиливают деталь согласно размерам.

Готовые элементы необходимо отшлифовать до гладкости от имеющихся зазубрин и шероховатостей. Если навыки столяра отсутствуют, деталь можно заказать специалисту. Пластиковую модель изготавливают из цельных труб, загибая их с помощью паяльной лампы. Такие полозья будут лёгкими и маневренными, но для лучшей устойчивости и долговечности их необходимо обшить полосами из металла. Для сборки полозьев в единую конструкцию, в поперечинах просверливают отверстия и крепят полозья с помощью планок из металла, дерева.

Пошаговая инструкция сборки

Переходим к изготовлению оставшихся деталей и сборке саней:

  1. На каждую боковую сторону необходимы минимум две (лучше три) боковые стойки. Примерная длина отрезков выбранного материала 25 см.
  2. Затем по количеству стоек изготавливаются поперечные перекладины по ширине полозьев. Между собой стойки и перекладины соединяют, используя сварку или саморезы.
  3. На перекладины крепится лист фанеры или несколько широких досок.
  4. В месте крепления к оглобле наваривается (прикручивается) крепкая поперечная планка (траверса) с отверстиями для крючков и петель.
  5. Все швы и стыки зачищаются или зашлифовываются.
  6. Далее, по желанию, из досок и фанеры выпиливаются спинка и сиденье (или скамья, борта). Все детали собираются при помощи саморезов.
  7. Готовая модель окончательно шлифуется и обрабатывается лаком или краской.
  8. Для удобства зимние сани утепляют обивочным материалом.

Вам наверняка будет интересно почитать о том, как самостоятельно сделать: недоуздок, уздечка, вальтрап и попону.

Как правильно запрягать коня

Чтобы правильно запрячь лошадь, нужно немного разобраться в элементах упряжи: Дальнейший процесс по схеме таков:

  1. Одевается узда.
  2. Трензель (удила) предварительно нагревают в руках, чтобы холодный металл не причинил боли животному.
  3. Правой рукой придерживается шея коня, левой накидывается упряжь, контролируя правильное положение седёлки.
  4. Поправляются и выравниваются шлеи.
  5. Подпругу (чересседельник) затягивают так, чтобы не передавить брюхо лошади.
  6. Продевают через голову хомут и заводят коня между оглобель.
  7. Закрепляется дуга и оглобли петлями от седёлки. Крепление дуги нужно проверить, чтобы она не толкала лошадь на ухабах.
  8. Далее затягивают супонь и закрепляют вожжи с уздой.

Важно! От того насколько правильно затянута упряжь, зависит безопасность езды. Из-за ошибки сани могут перевернуться.

В случае с комбинированной упряжью, оглоблю заменяет дышло, а пристёжка лошади осуществляется посредством постромок. В условиях нашего климата, сани являются надёжным помощником для сельских жителей и сегодня.

Видео: как правильно запрягать лошадь Простой, но безотказный транспорт преодолеет укатанный скользкий наст и весенний мокрый снег. Если имеющиеся в продаже модели слишком дорогие, самостоятельное изготовление не потребует слишком много времени и труда.

Лошадь с санями

(Смотрите толкование: жеребенок)
Символ лошади (коня) во сне — это почести, отвага и тяжкий труд. Иногда конь во сне может означать неприятеля.
Красивый и статный конь во сне предвещает успех, победу. Красивую и породистую лошадь иметь во сне — знак скорого улучшения благосостояния, такой сон предсказывает, что ваше предприятие принесет доход.
Такой сон также предвещает получение высокого чина и всеобщего одобрения.
Стреноженная лошадь во сне означает, что ваше предприятие принесет доход, а ваша личная жизнь будет счастливой.
Скачущая лошадь, которой вы залюбовались во сне, — знак исполнения желания.
Самому нестись на лошади сломя голову означает, что вы склонны к разного рода авантюрам и азартным играм. Такой сон предупреждает вас о том, что вам следует быть осмотрительнее, чтобы не попасть в беду.
Покупать лошадь — знак добрых надежд на исполнение желания или получение хороших и приятных известий.
Видеть других продающими лошадей означает, что вы войдете в рискованное дело, которое обещает быть прибыльным. Белая лошадь, арабский скакун или лошадь в яблоках во сне означает, что ваши дела уладятся и вас ждет успех и уважение. Женщинам такой сон предсказывает скорое замужество.
Вороная лошадь во сне — знак выгодного дела, результаты которого не по вашей вине будут сведены на нет. Такой сон иногда подсказывает, что для достижения положительного результата вам нужна поддержка со стороны, а иногда просто полезный совет.
Гнедой жеребец во сне — знак удовлетворения собой, ходом дел, успехами в личной жизни. Такой сон особенно благоприятен для женщин. Он обещает им, что они получат желаемое. Ехать во сне на собственной прекрасной лошади — знак выгодной женитьбы.
Ехать на чужой лошади во сне для мужчин означает, что он воспользуется расположением женщины, которая полюбила его для достижения корыстных целей.
Если вам приснится, что кто-то против вашей воли воспользовался вашей лошадью во сне, то приятель попытается завоевать расположение вашей возлюбленной.
Ехать по плохой дороге на непослушном жеребце или упрямой кобыле и удивляться, что лошадь хорошо идет и не спотыкается, означает почет, уважение и достижение желанной цели.
Если вам приснится, что ваша лошадь встала на дыбы, то ждите ссор и скандалов.
Сон, в котором вы увидели, как упала ваша лошадь, предсказывает разорение.
Успешно управляться с беспокойной, горячей лошадью во сне означает всевозможные почести и уважение.
Если вам приснится, что лошадь растоптала вас, то вам угрожает смерть от несчастного случая, каким-то образом связанная с дорогой, автомобилем или другими транспортными средствами.
Иноходца видеть во сне или управлять им означает, что вам предстоит сделать выбор.
Быстро скакать на лошади по многолюдным улицам и видеть, как люди приветствуют вас во сне, — верный знак того, что вы можете стать предводителем группы злоумышленников, которого люди будут проклинать.
Присутствовать на бегах во сне — знак того, что вы часто пускаетесь в рискованные предприятия. Запомните, что случится с вашей лошадью на бегах. Это подскажет вам, чем окончится ваше сомнительное дело в жизни.
То же означает сон о скачках.
Видеть конную кавалькаду с нарядно одетыми дамами и мужчинами или самому быть среди них во сне — знак тщетности ваших усилий из-за недостатка средств и связей.
Такой сон указывает вам, что вы ничего не сможете добиться без посторонней помощи.
Больная, грязная или дохлая лошадь во сне предсказывает позор, убытки, бедность, поражение.
Ехать во сне на прекрасном коне с богатой сбруей — знак побед в любви и в борьбе с неприятелем.
Въезжать на коне в город означает, что окружающие оценят вас по достоинству за ваши дела.
Выезжать на коне из города предсказывает больному смерть, а остальным — бесчестье и неудачи в делах.
Вступить в бой на коне во сне предвещает опасность или семейную ссору. Смотрите, чем кончится бой.
Если вам приснится смирный конь и вы будете спокойно править им, то это знак скорого улучшения благосостояния.
Испугаться коня во сне — знак неожиданного препятствия или получения плохого известия.
Держать коня на привязи или умело править им во сне — знак вашей необыкновенной способности увлекать людей своими идеями, направлять их поступки. Постарайтесь воспользоваться своими способностями в жизни.
Наблюдать во сне вольтижировку лошадей означает, что вы можете попасть в хитро расставленную ловушку.
Сон, в котором вы увидели, что ваша лошадь благополучно провезла вас через опасное место, означает, что в жизни вы столкнетесь с трудностями, которые вам удастся преодолеть только титаническими усилиями воли.
Если вам приснится, что вы верхом взобрались на высокую гору и залюбовались картиной, которая раскинулась у. ваших ног, то сон предсказывает вам большое будущее, почет и уважение окружающих, преуспевание которых во многом будет зависеть от вас.
Слезать с коня или спускаться на коне с высокого места вниз во сне — знак того, что некто отойдет от дел, устранится с вашей дороги, не будет больше мешать вам.
Сон о конюшне предвещает хорошие результаты вашей деятельности, если только она не сгорела во сне или не развалилась.
Конину есть во сне — знак твердости позиции.
Конюх во сне означает помощника.
Видеть во сне, как он чистит лошадь, — знак того, что вы сможете исправить свое незавидное положение, если приложите к этому максимум усилий и проявите несгибаемую волю.
Навоз конский во сне — символ здоровья и преуспевания, если только вы не испачкались в нем или не испортили свою одежду.
Сон, в котором вы увидели конную кавалерию и праздничную обстановку, обещает вам почести, уважение окружающих и успех в делах.
Если вам приснится, что какой-то важный человек скакал на лошади и упал, а вы сели на его лошадь, то возможно, что судьба предупреждает вас о том, что в случае, если с этим важным человеком что-то случится, вы имеете все шансы занять его место и положение.
Сон, в котором вы увидели, что в ваш дом вошла резвая и хорошо оседланная кобыла, то вскоре вы женитесь на прекрасной девушке из богатой семьи. Если же кобыла будет без седла, то жена будет из бедных.
Если вам приснится, что табун черных лошадей вырывается из загона и мчится, сметая все на своем пути, то ждите народных волнений, сопровождающихся кровопролитием. После такого сна не следует исключать и опасность захвата власти в стране.
Табун лошадей видеть во сне — символ толпы. Как поведет себя табун во сне, таких событий и ожидайте в реальной жизни.
Табун лошадей, пасущихся на лугу во сне, означает, что все в вашей жизни идет своим чередом, все налажено и вам нет смысла разрушать эту идиллию каким-то необдуманным поступком.
Стриженая грива лошади во сне означает, что кто-то управляет ситуацией, в которую вы тоже окажетесь втянутым.
Длинный красивый хвост лошади во сне — символ помощи, которая будет вам оказана в трудную минуту.
Хромая лошадь во сне — предвестница препятствий в делах. Хорошо подкованный конь во сне — знак удачного брака для женщин.
Мужчинам такой сон предвещает надежного партнера по бизнесу.
Подковывать лошадь во сне — знак большой удачи и легкой наживы.
Если вам приснится, что лошадь лягнула вас, то ждите пакости от неприятелей.
Сны, в которых вы увидите сказочные персонажи — такие, как конек-горбунок или пегас, — предвещают вам необычные приключения или совершенно неожиданный поворот в каком-то деле, который удивит вас так же, как и появление сказочного коня во сне.
Вообще, такой сон предвещает необычный успех, выигрыш или получение денег, откуда вы и не ожидали.
Видеть во сне снаряжение для лошадей (сбрую) — хомут, узду, подпругу и т. д. — предвещает вам, что вы успешно заведете новые полезные знакомства или дружбу, с кем пожелаете.
Иногда такой сон предсказывает скорое вступление в брак.
Если вам приснится, что на вас накинули узду, то скоро вы окажетесь в незавидном положении и ваше будущее будет зависеть от другого человека.
Влюбленным такой сон предсказывает скорое вступление в брак с вашим возлюбленным.
Если во сне вы оказались в одной упряжке с человеком, который уже умер, то сон предвещает вам скорую смерть.
Испорченное, порванное, негодное снаряжение во сне — знак разрыва отношений и потери близких людей.
Если вам приснится, что вы расседлали лошадь или же она стоит расседланная, то сон указывает вам, что промедление может погубить ваше дело.
Седло во сне символизирует поощрение к действиям, которые могут помочь осуществлению задуманного.
Чем богаче будет седло в вашем сне, тем большую выгоду принесет вам начатое дело, если только вы не погубите его своей медлительностью.
Сидеть в седле во сне — знак успеха в делах. Но выпадать из седла — к большой неудаче и потери.
Смотрите толкование: подковы, бегать, ездить, берейтор, охота, карета, вожжи, вольтижировка, жокей, скачки.

Как сделать своими руками сани для лошади

На рынке сегодня можно найти много разных зимних повозок всех видов, типажей и любой конструкции, но их стоимость часто необоснованно высока. Используя самый простой чертёж или собственную смекалку, изготовлением саней для лошадиной упряжки можно заняться самостоятельно.

Строение саней

Сани для упряжки лошади состоят из множества деталей, но их перечень зависит от конструкции. Строение повозки может быть каким угодно, учитывая существующие разновидности и неограниченную фантазию. В конструкции могут быть:

Основная часть — полозья, средняя длина которых в загнутом состоянии 2,25 м, при этом загнутая часть обычно не длиннее 80 см. Копылы нужны для крепления рамы, так же, как и планки. Щитки защищают от снега. Узнайте как сделать для лошади попону, уздечку и седло.

Ниже представлен простой чертёж саней для упряжки лошади:

И ещё одна простая схема саней из дерева:

Виды и их характеристика

Издавна конные сани имели не только практическое применение, но и сакральное значение у славян, западноевропейских племён, финнов и даже в Египте. Это средство передвижения использовалось древними для похоронных обрядов — на нём везли тело усопшего. Но на Руси их также использовали в свадебных традициях, как транспорт до церкви.

Знаете ли вы? Существует летний вариант саней — слайсеры. Ездить на них можно круглый год благодаря специальным решёткам со льдом, прикреплённым к днищу.

Сегодня есть несколько видов повозок:

  • с низкими полозьями — устойчивы, но пригодны для езды только по уже укатанному снегу;
  • с высокими полозьями — менее устойчивы, но хороши на ухабистых, рыхлых дорогах;
  • розвальни — для перевозки габаритных грузов, массивные, но при этом лёгкие;
  • городские — имеют малый размер и предусматривают перевозку максимум двух человек, полоз узкий, обязательны подрезы (металлические полосы на полозьях, снижающие раскат);
  • охотничьи европейские — с тормозной системой (зажимы на полозьях);
  • беговые — с низкой спинкой без лишних элементов;
  • дровни — самая простая конструкция без спинки;
  • чухонские — утеплённые, широкие, затянутые сверху плотным материалом.

Все эти виды зимние. При выборе важно учитывать местность, по которой они будут передвигаться, и для каких целей они вам нужны.

Раньше единственным материалом для изготовления саней было дерево, но сегодня к нему добавился металл и пластмасса. Вы можете выбрать любой из этих трёх вариантов или комбинировать их на своё усмотрение.

Дерево

Работать с деревом сложно, не имея соответствующих навыков. Если отсутствие опыта вас не останавливает, рекомендуется всё же проконсультироваться с опытным столяром. Для конных саней лучше всего выбрать:

  • дуб;
  • вяз;
  • ясень;
  • липу;
  • черёмуху;
  • берёзу.

Лучше всего поддаётся сгибанию черёмуха, а самый твёрдый материал — дуб, его придётся выпаривать, чтобы согнуть. Выбирая берёзу, учтите, что самая сочная она весной.

Важно! Дерево требует длительной подготовки. В зависимости от технологии (вымачивание, паровые бани, кипячение) это может занять несколько месяцев.

Дерево легкодоступно, обрабатывать его проще, чем металл, и конструкция получается довольно лёгкой, если не нагружать её лишним оформлением. По снегу деревянные сани передвигаются плавно, но не терпят большого давления и требуют тщательного ухода, чтобы материал не начал портиться.

Видео: изготовление деревянных саней

Пластмасса

Аналогично варианту со сталью пластмассовые полозья делают из пластиковых труб. Повозка легче деревянной и металлической, но не годится для перевозки тяжёлого груза. Желательно обшивать пластмассу металлическими полосами, чтобы во время поездок защитить материал от возможных механических повреждений.

Знаете ли вы? На Руси сани считались почётной повозкой даже после изобретения колеса. Выезд царя в санях летом ещё долго был в порядке вещей.

Сталь

Для металлических саней выбирают углеродную или нержавеющую сталь. Качество езды от этого выбора не зависит. Сталь прочнее дерева и выдерживает большой вес, но не терпит сильных морозов. Если вам нужна повозка для транспортировки грузов, примите к сведению — полозья могут лопнуть в мороз. Идеальный выбор — сплошные листы стали, но их стоимость высока. Дешевле обойдутся стальные трубы 2,5–5 см в диаметре. Длина таких труб должна быть на 1,5 м больше длины саней, так как металлические полозья сгибаются с обеих сторон, а не только спереди, как у дерева. Минус металлических конструкций в их весе, неизменный факт: чем легче повозка, тем выше она ценятся.

Надёжные выездные сани должны иметь достаточную ширину колеи и расстояние между полозьями, учитывая ширину дорог, по которым придётся передвигаться. Оптимальный вариант ширины полозьев — 90 см на ширину кузова — 1,2 м.

Читайте подробнее что такое аллюры лошадей.

Инструменты и материалы для работы

Инструменты, которые могут вам понадобиться для изготовления конных саней:

  • молоток и гвозди;
  • пила;
  • отвёртки и рулетка;
  • лобзик;
  • трубогиб;
  • шлифовальная машина;
  • сварочный аппарат;
  • пассатижи;
  • паяльная лампа;
  • свёрла и дрель по дереву, металлу;
  • кисти для покраски, лака.

Список примерных материалов в зависимости от типа саней для упряжки лошади:

  • деревянные доски, брусья;
  • фанерные листы;
  • металлические листы;
  • стальные трубы;
  • металлические уголки, профиля;
  • пластиковые трубы;
  • краска по металлу или лак для дерева.

Важно! Фанера используется только в тех местах, где не планируется большая физическая нагрузка.

Самый сложный и важный элемент саней для упряжки лошади. Сегодня удобнее всего и практичнее делать их из стали. Решив делать стальные полозья из труб, их понадобиться загибать с обеих сторон. Делают сгибы специальным инструментом — трубогибом. Он значительно упрощает работу и делает её быстро.

Если трубогиб взять негде, выход из ситуации: набить трубу песком и разогреть её до высоких температур. Разогретые трубы хорошо поддаются физическому воздействию, но не перестарайтесь. Для быстроходных саней дополнительно приваривают к полозьям полоску из стали чуть больше шириной. Полозья из пластмасс гнутся аналогично при помощи нагрева, но при сильно высоких температурах трубы плавятся и становятся непригодными к использованию. Из дерева изготавливать эти элементы удобнее, так как вырезать можно любую форму, но сложность в правильном размачивании и сгибе дерева. Как вариант, можно подобрать брусья нужной формы.

Пошаговая инструкция сборки

Для каждой боковой стороны конных саней нужны 2-3 боковые стойки длиной около 25 см. Количество перекладин на повозке зависит от количества стоек, как это хорошо видно на чертеже в начале статьи. Последовательность сборки:

  1. Из труб делаются кобылки и привариваются к полозьям (если они стальные), длина 10–30 см.
  2. Стойки с перекладинами соединяют при помощи сварочного аппарата или саморезов.
  3. Сверху перекладин крепят фанерный лист или широкие доски.
  4. На перекладины крепится лист фанеры или несколько широких досок.
  5. Там, где у вас крепиться оглобля, должна быть прикручена или приварена поперечная планка, а в ней петли и крючки.
  6. Стыки и швы шлифуются.
  7. По желанию выпиливается и крепится спинка.
  8. Готовую повозку вскрывают лаком или красят.

Вам также будет интересно узнать с какой средней скоростью бегает лошадь.

Следует облегчить части, которые не несут физической нагрузки.

От правильности затягивания упряжи будет зависеть ваша безопасность. Малейшая ошибка может привести к опрокидыванию повозки. Этапы упряжки коня в сани:

  1. Надеть на голову животного узду.
  2. Разогреть в руках удила, чтобы конь не испытывал болезненных ощущений от холодного металла.
  3. Накинуть упряжь, регулируя положение седёлки.
  4. Выровнять, поправить шлеи, если они перекрутились.
  5. Затянуть подпругу, проследив, чтобы она не сдавливала животному брюхо.
  6. Продеть хомут через голову и завести коня между оглобель.
  7. Закрепить дугу и оглобли петлями.
  8. Проверить крепление дуги.
  9. Затянуть супонь, закрепить вожжи.

Процесс не сложный, но требует предельной внимательности.Для самостоятельного изготовления саней для лошади не нужны специальные навыки и дорогостоящие материалы. В современных условиях на весь процесс может уйти всего неделя.

Жители или гости российских деревень наверняка знают о том, как выглядят настоящие конские сани или простая телега. Несмотря на то что телега является весьма примитивной и не вписывается в современный 21 век, она все же используется в частном хозяйстве. Но все ли знают, как правильно изготовить такие сани самостоятельно? Если нет, то ниже имеется подробная инструкция об этом.

Телега

Телега, которую часто в народе называют возом, является упрощенным вариантом четырехколесной конной повозки. Телега чаще всего применяется в качестве грузового или транспортного средства. Телега в привычном для всех виде возникла в далеком 12 веке. Тогда она использовалась исключительно для грузовых перевозок. В те временна повозка полностью изготавливалась только из дерева, включая даже крупные колеса. Сегодня тоже телеги делаются из дерева, но рама для нее изготавливается из металлической конструкции. Для изготовления колес в настоящее время используются резиновые рессорные шины.

Несмотря на то что в народе часто используется слово «телега», обобщая все рабочие и транспортные повозки, все же имеются некоторые различия между ними. Телега представляет собой безрессорную повозку, которая рассчитана на одну лошадь и способна перевозить до 700 кг груза. Для того чтобы запрячь лошадь в такую повозку, используется оглобельная или дышловая упряжь. Расстояние между колесами у всех типов телег должно быть равно 1 м . Стоит также обратить внимание на то, что диаметр передних колес должен быть меньше, чем диаметр задних. Вес такой телеги составляет около 200 кг .

Конструкция обычной телеги состоит из следующих составляющих:

  • Ходовая часть, в которую входит рама с двумя осями, колеса и надосники;
  • Кузов, который представляет собой деревянную платформу с бортами или без них;
  • Оглобли.

Телеги могут быть как бортовыми, так и платформенными. Тип телеги зависит от цели ее использования. Платформенный тип телег чаще всего используется для перевозки крупного груза. Телега с бортами может служить как для перевозки сена и небольших грузов, так и выполнять функции транспортного средства. Весьма удобными являются телеги с откидными бортами, что позволяет в любое время превратить грузовую повозку в транспортную.

Галерея: русские сани для лошади (25 фото)

Деревянные русские сани

Многие знают, что конные сани являются старинным традиционным способом русской езды. Но мало кто знает о том, что такие деревянные старинные сани относятся к самому древнему виду транспорта. Первые изображения таких саней были обнаружены археологами при раскопках в древнем Риме. Тогда на простые полозья укладывались тяжелые грузы и строительные блоки. На Руси такие сани использовались в основном зимой в качестве основного передвижного вида транспорта по снегу.

Весь мир слышал легенды о знаменитой русской тройке с санями и со звенящими бубенцами. Немалая часть нашей культуры связана с деревянными санями. В различных регионах древней Руси были свои традиции мастерства и конструкции саней. Сегодня сани принято разделять на несколько видов:

  • Беговые;
  • Городские;
  • Охотничьи;
  • Розвальни;
  • Спортивные.

К самому простому типу относятся розвальни, которые крестьяне использовали в качестве грузового транспорта. Если говорить о самых удобных и компактных, то это городской тип.

Сани для лошади своими руками

Теперь рассмотрим пошаговую инструкцию о том, как можно сделать сани для лошади самостоятельно своими руками. Однако перед тем как приступить к делу, необходимо подготовить все необходимые материалы. Практически все такие материалы можно найти у себя в гараже, поэтому за ними не придется специально бежать в магазин.

Подготовка

Итак, для изготовления конных саней понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • Трубы диаметром 25- 50 мм для изготовления стоек и полозьев;
  • Металлические листы;
  • Уголки или швеллера;
  • Доски;
  • Листы фанеры;
  • Лакокрасочный материал;
  • Пара банок краски по металлу и дереву;
  • Слесарные инструменты.

В принципе, это все, что понадобится для изготовления саней. Теперь можно переходить к основной работе.

Изготовление полозьев является самой трудоемкой частью. Для того чтобы сделать полозья, потребуются металлические трубы. Предпочтительнее будет использовать следующие виды стали:

  • Нержавеющая;
  • Углеродная.

Трубы обычно берут на пару метров длиннее, чем будут сами сани, так как полозья необходимо будет еще загнуть. Сделать это можно с помощью специального инструмента – трубогиба. Если такого инструмента нет под рукой, то можно их согнуть и другим методом – насыпать в трубы песок и хорошо нагреть, после чего они будут хорошо гнуться.

Изготовление остальных частей и сборка саней

После изготовления полозьев можно приступать к изготовлению стоек, которые являются немаловажной частью саней. Для того чтобы сани не просели под большой тяжестью, стойки необходимо устанавливать с каждой стороны. Поэтому чем больше будет стоек, тем больше груза они выдержат. Стойки тоже делаются из металлических труб, но более тонких. Также стойки можно вырезать из деревянных досок.

После этого можно делать поперченные перекладины, которые, как и стойки, составляют основу. Для того чтобы сани более прочные и долговечные, можно сварить все основные части транспорта между собой.

Из труб необходимо сделать «кобылки», которые привариваются к полозьям по 6 штук с каждой стороны. Их длина должна быть около 10 см . После этого остается прикрепить пластины из металла. На эти пластины потом крепятся оглобли.

Те части, которые не несут нагрузки, необходимо облегчить, ведь у вас будет лошадь, запряженная в сани, а не мул. Какие-то части из дерева можно заменить фанерными листами. Так животному будет намного легче тащить груз, а внешне разница почти незаметна.

Когда основная конструкция будет полностью готова, саням необходимо придать «товарный вид». Для этого надо зачистить все видимые швы, провести косметическую работу. После этого остается только покрасить сани, некоторые части покрыть лаком, прикрепить удобное сиденье, положить на них шкуры и можно запрягать лошадь!

Сани и санки: варианты, конструкция, история, технологии изготовления (фотообзор). Обновление 2019 года

Приветствуем Вас на нашей странице «Сани: варианты, история, технологии изготовления (фотообзор)»*!
Материалы по санкам собирались нами несколько лет и в формате фотообзора предложили Вам в предверии 2019 года. В начале мы хотели ограничиться детскими санями, но все больше погружаясь в тему поняли, что все разнообразие и обилие вариантов, решений, технологий не только отечественных, но и зарубежных образцов, заслуживает и Вашего внимания. Ведь методы изготовления детских санок целиком строяться на «взрослых» технологиях. Всем этим мы делимся с Вами в рамках этого обзора.
* Данный фотообзор создан в ознакомительных целях и не является товаром, Вы можете распечатать данную страницу самостоятельно и совершенно бесплатно.
Обновление декабря 2019 года: Сани и санки в различных применениях и вариантах изготовления: от старейших технологий до современных решений.

Краткое содержание фотообзора (быстрые ссылки вниз — навигация по странице):

  1. Вводная​

  2. Материалы и технологии изготовления

  3. Детские санки

  4. Виды саней и их конструктивные отличия

  5. Немного истории

  6. Примеры изготовления, схемы и чертежи

1. Вводная

Сани, санки, возки, кузовки, почевни, чехони — и еще много-много есть всяких разновидностей и конструкций этого удивительного транспортного средства.
Первоначально это было действительно важное и необходимое средство передвижения и перевозки.
В наше время сани — это элемент развлечения приносящий радость и позитивные эмоции.
Как взрослым — сказочные деревянные сани:
Так и детям:
Само слово «сани» является русским. Уже позже его заимствовали в свои языки многие другие народы, в первую очередь славянские. Лингвисты утверждают, что слово образовано от термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, который напоминает очертаниями змею.

2. Материалы и технологии изготовления

Материал для саней

В старину сани изготавливали из чистого дерева без использования гвоздей, поскольку металл был очень дорогим. Со временем сани начали укрепляться металлическими листами, профилями, болтами и сваркой. И сейчас для изготовлении саней применяют, например, следующие материалы:

  • древесина (дуб, ясень, берёза, вяз, черёмуха, липа);

  • сталь.

В настоящее время используются самые разнообразные материалы, в том числе и высокопрочные стали типа титана и композиционные материалы с применением кевлара.
К примеру, санки от компании HUBLOT — самые дорогие санки в мире:

Изготовление деревянных полозьев для саней

Это самая трудоемкая часть работы при изготовлении саней и требует определённых навыков и сноровки.
1. Надо выбрать дерево, из которого будут выгибаться полозья.
Полозья, нащепы и копылья заготавливают летом и осенью.
В изготовлении русских саней использовали дуб, ясень, берёзу, вяз, черёмуху и липу.

  • Черёмуха самая мягкая из всех деревьев, вязкая и хорошо гнётся.

  • Дуб самый твёрдый из всех, поэтому требует более длительного выпаривания и капризен в работе.

  • Берёза должна быть срублена весной, когда она сочнее всего.

2. Подготовка древесины.
Перед сгибанием дерево нужно подготовить, чтобы оно приобрело эластичность. Чаще всего дерево несколько часов держат на пару. Некоторые мастера пропаривают его в бане, а другие вымачивают в воде по несколько месяцев. Кто-то даже подолгу кипятит. Ещё существует метод запаривания дерева в собственном соку. Заготовку заворачивали в кору и укладывали на 2-3 часа в тлеющий костёр. После чего в нужном месте делали сгибание.
В наше время для выпаривания изготавливают специальные камеры по длине заготовок.
Какая бы технология не была выбрана, в любом из вариантов при сгибании вероятен разлом заготовки. В этом случае главное не останавливаться, а продолжать попытки достижения цели. Ведь многое зависит от самой древесины. Если не поддаётся на изгиб вяз, попробуйте липу или берёзу. Также, рекомендуется сделать подпилы дерева на предполагаемом изгибе с внутренней стороны, как это сейчас делают к примеру при изготовлении гнутых панелей.
Сначала циркулярной пилой делают многократные резы на равном расстоянии. Причем ширина растояния между пропилами, определяет дальнейший радиус изгиба.
Затем с помощью лобзика и фрезера изготавливают шаблон и контршаблон, между которыми и будет зажиматься заготовка.
3. Придание формы полозьям.
Для придания формы надо согнуть дерево так, чтобы диаметр изгиба был одинаковый на обоих полозьях. Для этого используется шаблон и немалое усилие, которое прикладывается во время процесса загибания.
Для фиксации могут применяться не только струбцины, но и прижимы (зажимы)
В прошлые века в качестве шаблона использовался широкий ствол дерева, распиленный вдоль всей длины, в котором с помощью топора и редко долота — стамески выдалбливалось углубление желаемой формы изгиба полозьев. Также нередко форма создавалась с помощью забитых клиньев, между которыми и укладывалась древесная заготовка.
Ниже приведено видео изготовления детских санок по старинной технологии.

Видео:

Современные решения позволяют создавать изделия практически любой кривизны.
В наше время для этого используют струбцины, зажимы/прижимы, самодельные шаблоны с контршаблонами, ленты для стяжки.
На фото: Струбцины для зажима и распора EHZ Wolfcraft
Выгнутые пластины между собой склеивают клеем (к примеру Titebond III). Затем держат несколько дней под прессом или стянутыми по всей длине к примеру С-образными струбцинами. Такие полозья прослужат по срокам не меньше, чем полозья из цельного дерева.

3. Детские санки

При слове «санки» многие вспомнят знаменитые советские санки с металлическими полозьями и разноцветными деревянными перекладинами:
На самом деле, существует большое количество различных санок, которые изготавливаются из разнообразных материалов, имеют разные функции и характеристики.
Хотя санки и кажутся на первый взгляд достаточно простыми, их производство и сборка имеет много нюансов.
Детские санки должны быть максимально прочными, выдерживать большие нагрузки и при этом обладать достаточной маневренностью — все одновременно выполнить непросто.
А еще детские санки должны быть легкими и красивыми!

Складные санки:

Исторические детские санки:

Чунки

Ручные саночки, салазки; ручные дровни, дровешки; чуночки, для катанья с гор, или детские салазки. Чунками еще называли санки для перевозки орудий и других тяжестей по зимней дороге или с помощью катков; употребляются в крепостной и береговой артиллерии и принадлежали к так называемым артиллерийским машинам.

Часто их украшали росписью:

Европейские и американские салазки немного отличаются от наших и по конструкции и по весу:
Современные салазки:
А вот так выглядят современные гнутые салазки из цельного куска гнутой и отфрезерованной фанеры:

Работы Любителей и Мастеров:

Дмитрий Анатольевич из Нижнего Новгорода прислал нам фото санок по данному фотообзору «Сани и санки: варианты, конструкция, история, технологии изготовления». Санки он сделал для сына за новогодние праздники.

4. Виды саней и их конструктивные отличия

Сани делятся на два основных вида: с высокими и низкими полозьями.

Сани с высокими полозьями
Сани с высокими полозьями использовались в местности с рыхлым снегом и ухабистой дорогой. На северном полюсе сани такого типа, называются «нарты». Полозья поставлены высоко, чтобы снег не загребался самими санями.
В Западной Европе сани использовались в основном только для спорта и развлечений. Поэтому формы у саней вычурные и необыкновенные, а так как снег в тех краях рыхлый и быстро тает, то полозья поставлены высоко.

Сани с низкими полозьями

На низких полозьях сани намного устойчивей, однако, предназначены они для дороги с укатанным снегом. К таким саням относятся наши Русские сани. В XVIII веке в России на колёсный экипаж в зимний период был установлен запрет, чтоб не портилась укатанная дорога. Поэтому владельцы карет снимали колёса и на место каждого устанавливали полоз, ставя, таким образом, экипаж на полозья.
Сани с кузовом в форме кареты, называли «возок». На таком зимнем возке разъезжала в своё время императрица Елизавета Петровна.
Русские сани также распределяются по размерам, назначению и конструкции:

Дровни

Это рабочие сани без спинки и отводов. Предназначены для транспортировки брёвен и дров:

Помните у Пушкина?:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
Дровни состоят из 2-х гнутых полозьев с 5-ю парами копыльев, связанных вязами. На копыльях укреплены 2 бруска — грядки. Головки полозьев скреплены вязом и соединены с передними концами грядок утложенами. Использовались для перевозок дров, сена и т.п. Сверху на дровни клали постильник, сейчас – это доски, а раньше был плетень из тонкой березы. Между собой длинные тонкие березовые заготовки перевязывали березовой вицей, а позднее – веревкой.

Подсанки

Обычно сзади подсанок прикреплялись дровни. Таким образом, перевозили длинные грузы в виде сруба. По толковому словарю Ефремовой: подсанки — короткие санки, привязываемые к саням при перевозке громоздких грузов (бревен, досок).

Розвальни

Это лёгкие сани с низкой спинкой или вовсе без неё, и верёвочным плетением между отводами и настилом.

Предназначены для рабочих целей и перевозки тяжёлых грузов.
Для сравнения: дровни спереди, сзади розвальни:
Розвальни – это мужицкие сани. Сзади над последним вязом устанавливалась кривая березовая кокорка, на которую набивался облук (тонкие еловые доски). Для деловых поездок (сарафанная почта) они удобнее дровней. Накидают сена побольше, в нем теплее извозчику, да и коню в дороге пригодится. Облук не позволяет небольшому грузу вывалиться в снег, и извозчик, если задремлет в дороге, ненароком не вывалится. Боярыню Морозову, между прочим,- будущую хозяйку поморья, — Марфу Борецкую из Москвы в северную ссылку везли в розвальнях — на мужицких санях, чтобы еще более унизить.
Конструкция деревянных розвальней, которые изготавливались Голицынским обозостроительным заводом:
1 — полоз; 2 — подрез; 3 — кованая скоба; 4 — копыл; 5 — болт для крепления полоза; 6 — планка; 7 — рама; 8 — боковой отвод; 9 — настил; 10 — щиток; 11 — передний брусок; 12 — стальной пруток; 13 — скалка; 14 — поперечина боковых отводов; 15 — верёвка; 16 — поперечные доски щитка.
Ниже рама саней:
1 — поперечный брусок; 2 — продольный брусок; 3 — полоз; 4 — крепёжная скоба; 5 — копыл; 6 — стальная планка.

Городские сани

Это лёгкие выездные сани с небольшим кузовом для одного – двух пассажиров. Полозья тонкие и короткие, но из-за того, что поставлены они довольно широко, сани оставались устойчивыми при манёврах.
Сани конца XIX века:

Ковровые сани

Это большие выездные сани с дополнительным пассажирским сидением сзади козел. Изнутри оббивались коврами. Были рассчитаны для катания большого количества людей.

Современное решение ковровых саней:

Чухонские сани

Это широкие утеплённые сани для выездов. Лубяной кузов утепляли изнутри ватой, а поверх затягивали толстой тканью. Запрягались от одной до тройки лошадей.

Выездные сани

Это уже показатель уровня мастерства или же состоятельности.
Карнавальные (парадные) сани одноместные со львом. Работа конца XIX века, мастерская братьев Марковых:
Сани времен Екатерины II. Использовались для развлечений и массовых катаний.
Сани го­род­ские де­ся­ти­мест­ные (Букендаль, Иоганн Конрад)

Садник

свадебные, гулящие санки.

Свадебные сани Вологодской Губернии (конец XIX века):

Наиболее широкое распространение получили сани-розвальни, при изготовлении которых вдоль полозьев укладывали жерди, застилая лубом, дранкой. Применяли для перевозки людей, дров, сена, руды и др. Сани для перевозки руды (руда санаһы) имели более массивные полозья и прочные высокие копылья, были длиннее и шире. Ездовые сани-кошёвки и полукошёвки были короче, имели спинку и сиденье.

Охотничьи сани

также были короче, имели высокие копылья. Кузов был рассчитан как правило на одного охотника. В одном из углов кузова могла устанавливаться стойка с вилообразным концом для ружья. Преимущественно использовались в лесных районах при охоте на глухаря, тетерева и другой дичи.

Пошевни

Название пошло от слова «Пошев». Что означает «Корзина из коры» или луба. Изначально пошли из Архангельской области.

Архангельские пошевни:

Нарты
Собачьи упряжки:
Финские сани

Финские сани, поставленные на лыжи:

Спортивные сани

В Северной Америке используются «тобогганы». Это сани с высокими полозьями, загнутые вверх. Дно у таких саней сплошное.

Современные тобоганы-сани:

Сани для бобслея — 1924 год:

Современные скоростные спортивные сани:

5. Немного истории

Возраст самых старых саней относят ко второму тысячелетию до нашей эры.
Считается, что территориально первые сани появились на севере. Полозья прообразов современных саней были найдены в Финляндии. Устройство первых саней было довольно простым, но самое главное то, что за тысячи лет его принцип существенно никак не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке или лошади, а задние волочились по земле. Так появились волокуши.
Так выглядели Карельские экспедиционные волокуши в XIX веке. Данные волокуши тащил сам человек, а не животное.
В дальнейшем трансформировавшиеся в дровни. Те в свою очередь — в розвальни, сани и возки.
В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны сани были чрезвычайно распространенным видом транспорта.
Причем не только зимой, но даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употребляются летом по сей день.
В XVII веке получили распространение сани с парусом — буера. Народы Скандинавии использовали их для передвижения по ледяным озёрам.
Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе тогда зимы были гораздо холоднее.
В Северной Европе замерзали каналы и озера. Поэтому, к примеру, гранд-канал Версаля использовался как санный ипподром.
Традиции богато украшенных саней пошли с XVII века.
Из дерева начали вырезать резные скульптуры, особой популярностью пользовались мифические божества и обитатели воды: тритоны, дельфины.

Во времена Петра I активное внедрение в российскую жизнь европейских мастеров и веяний наложило свой отпечаток и на развитии конструкции саней и богатство их убранства.
Возок Петра I. По преданию в этом возке со слюдяными оконцами Пётр I ездил в Архангельск
В конце XIX века в конструкции саней активно начинают применять металл. В первую очередь для полозьев.
Каретные сани:
Сани императора Александра II:
Американский почтовый возок:

Современные сани отличаются изяществом линий и обилием разнообразных материалов:
Современные рождественские сани премиум-класса — практически лимузин на полозьях:

6. Примеры изготовления, схемы и чертежи

Скоростные детские санки.
Классические санки с гнутыми полозьями.
Детские санки-кузовок.
Спортивные скоростные сани:
Санки-салазки
Финские сани:

Надеемся, эта статья — фотообзор — галерея будет Вам полезной.
Приглашаем поделиться своим опытом, фотографиями и идеями, через форму обратной связи или пишите на e-mail: info@arsenalmastera.ru.

Древнейшей вид повозки – сани. Наши предки ввиду их дешевизны пользовались ими не только зимой, но и летом. Они были обязательными в свадебных обрядах и на похоронах. Сейчас на улицах городов можно встретить сани только при праздновании Нового года, Масленицы и на аттракционах в парке. Однако в деревнях и некоторых фермах это и по сей день вполне транспортная и грузовая единица.

А также имеется много туристических направлений, связанных с конными прогулками на санях. В наше время с приобретением саней проблем нет. Предложений много. Но и стоимость довольно большая. Рассмотрим, как можно сделать сани своими руками и что для этого нужно.

Виды саней

  • беговые — лёгкие сани, используемые для тренировки рысистых пород лошадей;
  • возок — закрытый вариант с сиденьем и спинкой;
  • волокуши — это жерди, привязанные к лошади, а на них уже кладут груз; при движении они волочатся по земле;
  • дровни — сани без кузова;
  • розвальни — сани широкие и очень низкие;
  • чуньки — грузовой вариант;
  • городские — лёгкие, высокие, с узким полозом, предназначенные для одного или двух человек;
  • европейские — имеющие тормоза.

По материалам:

Сейчас в основном пользуются разными материалами при изготовлении, чтобы сделать конструкцию дешевле и надежнее.

Особенности выбора размеров и материалов

Сани сделать можно, но это займет довольно много времени и вашего умения. Если вы столяр, сварщик и на все руки мастер, тогда смело можете начинать. А лучше взять помощника — будет веселее и легче.

Определитесь, какие сани вам нужны. Выбирайте материал, из которого будите делать зимнюю повозку, и комплектующие элементы – от этого зависит вес готовых саней. Важно заранее сделать чертеж и произвести расчет основных частей.

Самые простые сани состоят из полозьев и сиденья монолитно соединенных между собой. Традиционной древесиной для саней считаются дуб, ива, вяз, береза и черемуха.

Чертеж

Размер саней зависит от многих факторов. Например, ширина полоза зависит от дороги, по которой будут ездить. Разлет полозьев должен соответствовать колее дороги. И чем рыхлее снег, тем шире полоз. Высота саней и размер зависят от породных особенностей лошади и от высоты колеи дороги.

Для средней лошади можно взять следующие размеры:

  • длина – 1,8 м;
  • ширина – 1,25 м;
  • высота – 0,3м;
  • ширина между полозьями – 0,8 м.

Ниже представлен универсальный чертеж деревянных саней с металлической полосой на полозьях.

Материалы

Полозья можно сделать из дерева, металла. На деревянных внизу можно прикрепить металлическую полосу для лучшего сцепления с поверхностью.

Древесину для полозьев требуется заранее подготовить и обработать. Металлические полозья можно с помощью сварки сделать самим или заказать мастеру.

Самый простой вариант сделать полозья — взять трубу и согнуть так, как нужно по конструкции.

Изготовление

Поэтапный вариант сборки зимних металлических саней:

  1. Изготавливаем полозья. Берем 2 железных трубы (нержавеющая сталь) диаметром 30–40 мм. Если длина саней 1,8 метра, труба должна быть 2,8 метра с учётом загибов. Трубогибом одинаково сгибаем трубы с передней стороны и загибаем на 20 см с задней — для хода назад.
  2. На полозья привариваем металлическую полосу шириной 4 см. Она будет служить для устойчивого хода по снегу.
  3. Изготовление стоек и поперечных перекладин. Количество стоек зависит от массы груза, который вы собираетесь перевозить. Возьмем 8 стоек (по 4 на каждую сторону) и 4 перекладины. Трубы диаметром 10 мм соединяем сваркой между собой и к полозьям. Высота от полозьев до места соединения с перекладинами 20-30 см. При скреплении стоек с полозьями учитывайте, что крайняя стойка не должна находиться на краю полозьев. Впоследствии это может привести к излому полоза.
  4. Изготовление кобылок. Из трубы нарезаются кобылки длиной 10-20 см. Привариваются к полозьям и перекладинам.
  5. На оглобле приваривается поперечная планка с петлями и крючками.
  6. Изготовление настила. Очень простой вариант взять фанерный лист. Вырезать по ширине и соединить металлическими болтами с поперечными перекладинами. Можно взять металлический лист и приварить его к перекладинам и стойкам, но это сильно утяжелит конструкцию.
  7. Покрасить.

Упражнения для приучения лошади к саням

Сразу, как только вы захотели, лошадь в сани запрячь не удастся. Лошадь может испугаться и потом не встать в сани. Приучать нужно аккуратно и терпеливо.

Лошадь должна быть упряжная – рабочая, обучена уступке – заднему ходу.

Причем осаживать должна ровно, прямо.

  1. Для начала походите с лошадью вокруг саней. В них можете положить немного сена, упряжь, дугу. Лошадь должна привыкнуть и познакомится с новым для нее предметом.
  2. Как только лошадь привыкнет, сделать сани движущимися. Привлекая внимание лошади, начинайте двигать их назад и вперед.
  3. Начинайте заводить в оглобли лошадь вперед к саням. Если там лежит сено это, упростит задачу. Лошадь будет тянуться к еде. Постарайтесь, чтобы она зашла туда сама. Так она привыкнет к узкому пространству оглобель.
  4. Чтобы лошадь видела, садитесь в сани, отходите от них, снова подходите, садитесь, прыгайте, что-то делайте в них. Издавайте какие-то звуки, шумите, но будьте осторожны – лошадь может при этом резко дернуть и убежать. Приучаем ее к тому, что в санях есть человек и он что-то в них делает.
  5. Следующий шаг – приучаем лошадь не бояться подхода саней сзади. Закрепляем поводья лошади и потихоньку накатываем оглоблю с санями на лошадь. Затем оглоблей прикасаемся к различным частям тела лошади с разных боков.
  6. Приучаем к падению оглобли. Возьмем в руки оглоблю, лошадь должна видеть ее. Немного отойдем в целях безопасности. Поднимаем на полметра от земли и бросаем. При этом сами будьте осторожны — в первый раз лошадь может дернуться и отскочить в сторону.
  7. Во второй раз оглоблю поднимаем выше и опять бросаем. Лошадь должна видеть, что она не причиняет ей никакого вреда. Хвалим свою лошадку, разговариваем с ней. Делаем это упражнение до тех пор, пока лошадь не будет реагировать на падение оглобли.

Привыкание к дуге происходит следующим образом.

  1. Ставим лошадь в оглобли.
  2. Берем дугу. Показываем её лошади.
  3. Проносим дугу перед её глазами и над головой несколько раз.
  4. Перекидываем несколько раз дугу там, где она будет находиться в упряжке.
  5. Кладём дугу на шею лошади. Делаем это упражнение несколько раз.
  6. Лошадь не должна бояться дуги и реагировать на нее.

Вот эти простые упражнения приучат лошадь не бояться саней и оглоблей.

Обзор конструкции саней для лошади смотрите в следующем видео.

Как известно, сани готовить надо летом. Однако, переносный смысл эта поговорка приобретает только в том случае, если у вас нет лошади. Если же это прекрасное животное стоит у вас в стойле для лошади, то вопрос о санях становится весьма актуальным.

Конечно, его можно решить очень просто, просто-напросто купив сани. Однако, сани для лошади можно сделать и своими руками, для этого будут нужны только инструмент, материал и, в обязательном порядке, желание. Итак, как сделать сани для лошади?

Прежде чем начинать мастерить телегу для лошади без колес, нужно обзавестись необходимыми материалами. В целом, каких-то редких или вышедших из употребления вещей для постройки саней для лошади не потребуется, да и не за всем надо будет бежать в магазин – многое из необходимого есть у каждого под рукой или в гараже. А если и нет, то материалы, в любом случае, обойдутся дешевле, чем готовые сани для лошади.

Схема деревянных саней

Как изготовить хорошие сани для лошади своими руками

Всем давно известно, что конные сани являются наиболее древним русским средством передвижения в зимний период. Самые старинные изображения похожих на сани изделий для перевозки различных грузов специалисты в области археологии нашли в римской эпохе. На самодельные полозья ложились огромные каменные блоки, большой массы грузы и другие тяжести.

В древней Руси, из-за специфических особенностей зимнего периода, они стали самым многочисленным транспортным средством. Лошадь, запряженная в сани, давно стала символом России и воспета всеми известными писателями и поэтами.

Именно с русскими санями можно связать большой пласт отечественной культуры. В различных областях нашего государства существовали свои особенности в изготовлении старинных саней и телег. В наше время все виды саней принято разделять на такие категории: городские, спортивные, охотничьи, беговые и розвальни. Наиболее простым видом являются розвальни, которые применялись в основном сельскими жителями для транспортировки различных грузов. Также были распространены городские сани. Они более компактные и позволяют развивать хорошую скорость. Их применяли для перевозки людей в черте города.

Обычно русские сани по своему строению очень похожи на телегу. Они оборудованы оглоблей и дугой. Именно поэтому метод запрягания коня у них полностью одинаковый. В случаях, когда необходимо запрячь тройку лошадей, применяется троечная упряжь, в которой коренник обязательно запрягается в оглобли, а две другие лошади пристегиваются за шлеи.

Но необходимо заметить, что в Украине сани применялись рабочие с комбинированной дышловой и постомочной упряжью. Главным отличием подобной упряжи является наиболее простая конструкция, в которой вместо оглобли применяется только дышло, расположенное посредине саней, а конь пристегивается за постромки.

Порядок, запряжки лошади следующий:

  1. Подобно случаю с телегой обязательно вначале надевается уздечка на коня. Но в зимний период необходимо погреть в ладони металлический трензель, чтобы при очень низкой температуре он не травмировал нежные ткани рта коня.
  2. Далее на тело лошади надевается шлея с постромками. Необходимо завести коня к передней части саней справа от дышла, а потом за специально вдетые кольца пристегнуть постромки.
  3. Специально изготовленная цепь или ремень, которые принято называть нашильником от дышла, надевается на голову коня и располагается в наиболее узком отделе шеи. Это место находится сразу за затылком лошади.
  4. В конце пристегиваются вожжи и конные сани можно считать готовыми к применению.

Как сделать сани для лошади

Приобрести сани способен любой человек, однако не для каждого это является доступной покупкой, потому что цена на них довольно большая. Тогда остается один выход. Необходимо собрать сани для лошади своими руками. Основным их достоинством принято считать то, что сани являлись самым любимым транспортным средством наших предков.

Галерея: сани для лошади (25 фото)

Какие материалы и инструменты необходимо иметь

Перед началом изготовления изделия, необходимо хорошо подумать, из какого рода материала будет состоять наиболее важный элемент, который называется полозьями. Обычно их изготавливают из дерева или металла. В случае когда выбор пал на деревянные полозья, то здесь очень пригодятся навыки и знания в сфере подготовки дерева, и его обработке. С металлическими полозьями все намного легче. Тут необходимо только выковать полозья или заказать их у мастера.

Необходимые материалы инструменты для изготовления саней для лошади своими руками:

  • небольшое количество деревянных досок;
  • листы фанеры;
  • несколько металлических листов;
  • металлический профиль или уголки;
  • трубы из металла;
  • качественная краска и лак;
  • деревообрабатывающие инструменты;
  • дополнительный набор инструментов;
  • специальные чертежи.

Подробная инструкция по изготовлению саней для лошади своими руками

Наиболее важным и сложным элементом в конных санях являются полозья. Лучше всего их изготавливать из металла, чтобы ускорить процесс сборки. Идеально подойдет простая углеродистая сталь или нержавейка. Качественные полозья лучше всего изготавливать кованными плоскими из цельного листа металла, но очень часто их делают из обычных металлических труб. Чтобы их правильно согнуть необходимо будет воспользоваться помощью других людей или специальных приспособлений.

После окончательного изготовления полозьев, можно переходить к сборке основы изделия. Она представляет собой поперечные стойки и перекладины, расположенные с обеих сторон. Они изготавливаются из металлического профиля или труб. Абсолютно все элементы конструкции необходимо надежно закрепить при помощи сварочного аппарата.

Стоит не забыть оснастить конные сани хорошими тормозами. Это довольно просто сделать, когда полозья уже изготовлены. Тормоза представляют собой специальные колодки, состоящие из резины с рычагом. Такие тормоза можно использовать, как стояночные или ходовые.

Далее, необходимо к передней части приварить пластины из металла, на которые впоследствии будут крепиться оглобли. После окончания изготовления ходовой части, можно приступать к кузову саней. Он делается из дерева и бывает самых разнообразных конструкций. Сделайте для этого зарисовку или чертеж. Это поможет воплотить в жизнь наиболее смелые решения. После изготовления кузова, его внутреннюю часть и днище можно обшить листами фанеры, а сверху обклеить войлоком или дерматином. В конце работы закрепляются оглобли из дерева и конные сани можно считать готовыми.

Как сделать дугу для конных саней своими руками

Дугой является особенная составляющая конных саней, над изготовлением которой необходимо сильно потрудиться, если в наличии нет уже готового изделия. Она обычно изготавливается из ветлы или вяза, так как древесина обязана быть гибкой и крепкой. Иногда для нее применяют также дуб или березу. Специальную заготовку для дуги необходимо вырезать в начале весны, так как в это время в дереве начинается движение сока. Размеры для заготовки под дугу берутся стандартные. Ее ширина берется от 7 до 13 сантиметров, а длина должна составлять от 1,4 до 2 метров.

Гнется дуга при помощи специального приспособления, в котором ее края помещаются в выемки. Перед началом работ древесину надолго замачивают в прохладной воде, а за час до изготовления обдают кипятком для придания хорошей гибкости. Бывает, что заготовка очень плохо гнется, тогда ее распаривают еще пару раз. После окончательного сгибания края дуги перевязывают крепким жгутом и отправляют на просушку. Это поможет дереву принять необходимую форму. Процесс сушки длится около 40 дней. После этого дугу можно считать готовой к применению.

Сани с лошадью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *