Содержание

Собирание дикого мёда у славян

Сегодня мёд диких пчёл является для нас экзотикой, хотя исторически, не так уж и давно на Руси этот продукт был единственной сладостью, имевшейся в распоряжении у людей. И они умели в сложных условиях дикой природы добывать большое количество этого прекрасного продукта, стараясь, при этом, не только не губить пчелиные семьи, но и помогать им расселяться в новые жилища. Подробнее о сборе мёда диких пчёл на Руси читайте далее в статье.

История появления ремесла

На Руси мёд был продуктом весьма востребованным. Будучи единственной доступной тогда сладостью, он, к тому же, являлся и главным ингредиентом большинства хмельных напитков, прототипа знаменитой «медовухи». Соответственно, уважаемыми членами общества были и люди, добывавшие этот продукт в тогдашних лесах.

Назывались они бортниками, что являлось производным от слова «борть», означающем дыру или дупло. Именно в дуплах деревьев дикие пчёлы и оборудовали свои жилища, строя в них соты и наполняя их мёдом. Бортники, забираясь на деревья (иногда на 5-метровую высоту), выкуривали пчёл из дупла дымом, а соты забирали.

Дома они вручную добывали из них мёд, поскольку никаких современных центробежных машинок, понятно, тогда не было. Выгребали они первоначально все соты из дула подчистую. Но затем пришло понимание, что тем самым оставляют пчелиную семью на зиму без пропитания, обрекая её на голодную смерть. И не из жалости, а по чистому расчёту стали оставлять часть сотов для зимовки пчелиной семье.

В результате, численность мест сбора мёда не уменьшалась, к явной выгоде бортников. Следующим шагом в развитии бортничества стало создание искусственных дупел в деревьях и пересадка в них новых семей пчёл. Созданные человеческими руками борти были более комфортабельными, нежели дикие пчелиные.

Знаете ли вы? Пчела способна поднимать и переносить груз, вес которого в 40 раз превышает её собственную массу.

Они оборудовались не только летком, то есть входом в улей для улетающих и прилетающих насекомых, но и должеей, представляющей собой дополнительный ход для вентиляции и санитарных целей. В итоге, добыча ценного продукта резко возросла.

Как правило, на одного бортника приходилось от 50 до 80 бортей. Позже, появились настоящие «бортные фермы», включающие в себя до тысячи точек добычи дикого мёда. Здесь уже требовались наёмные рабочие для их обслуживания.

Вес роя 1 пчелиной семьи достигает 7 кг

Чем отличаются дикие пчёлы от домашних

Среди существующих сегодня почти 20 тыс. пчелиных видов, дикие лесные медоносные пчёлы занимают достаточно скромное место. Они становятся настолько редкими насекомыми, что даже занесены в Красную книгу.

От привычных нам домашних пчёл они отличаются:

  • более тёмной окраской серого цвета без ярко-жёлтых полосок на брюшке;
  • более плотным волосяным покровом, позволяющим им лучше переносить низкие температуры;
  • более крупной головой;
  • более агрессивным характером;
  • большей осторожностью;
  • более высокой работоспособностью;
  • большей устойчивостью к болезням.

Как на Руси назывался сбор дикого мёда и каковы его особенности

Как уже говорилось, процесс сбора дикого мёда у восточных славян назывался бортничеством.

А сам дикий мёд отличается:

  • тёмно-коричневым цветом;
  • густой консистенцией;
  • способностью долго не кристаллизоваться;
  • длительной сохранностью;
  • терпкостью вкуса;
  • оригинальным ароматом с древесно-травяными нотками;
  • вкраплениями из прополиса, воска, перги, маточного молочка.

Этот пчелиный продукт обильно насыщен полезными веществами, подавляющая часть которых имеет большую ценность для здоровья человека:

  • практически всем набором витаминов;
  • микро- и макроэлементами;
  • антиоксидантами;
  • ферментами;
  • аминокислотами;
  • гормональными веществами.

Важно! При всей полезности, мёд диких пчёл не рекомендуется употреблять детям до 2 лет, а также, беременным и кормящим грудью, женщинам.

  • Обилие нутриентов предопределяет способность мёда диких пчёл содействовать:
  • борьбе с воспалительными процессами;
  • укреплению иммунной системы;
  • нормализации деятельности нервной системы;
  • оптимизации функционирования пищеварительной системы;
  • улучшению аппетита;
  • активизации мочегонных и желчегонных функций организма;
  • торможению процессов старения на клеточном уровне;
  • восстановлению умственных и физических сил после больших нагрузок;
  • активизации метаболических процессов.

Какими были популярные виды ульев

Поначалу, как уже говорилось выше, бортники занимались чистым медосбором, просто забирая у пчелиной семьи часть мёда. В целях расширения «производства» они вырубали в деревьях дупла для поселения туда новых пчелиных семей. Борти были хаотично расположены в разных местах леса, где были поблизости большие поляны с медоносами.

Чтобы обойти все точки медосбора, требовалось много времени и усилий. Поэтому родилась естественным образом идея как-то «сконцентрировать» борти на ограниченной территории. Для этого деревья с пчелиными дуплами стали посекать, то есть вырубать, и свозить их в одно место, которое и стало именоваться пасекой.

Узнайте подробнее, что такое пчелиная пасека.

Располагалась она вблизи медоносов, привезённые колоды защищались от медведей заострёнными кольями. Так примитивный медосбор стал вытесняться пчеловодством.

Со временем, пасечники вместо колод стали делать специальные ульи, которые по методу установки делились на:

  • Стояки;
  • Лежаки.

Стояки крепились на паре деревянных столбов вертикально, а лежаки располагались по отношению к поверхности земли на 45°.

В южных краях, с более щадящими зимами, практиковалось использование ульев в виде:

  • лозовиков, изготавливавшихся из лозы;
  • соломянников, сделанных, соответственно, из соломы;
  • дуплянок, представляющих собой выдолбленные в дереве ульи, открывающиеся снизу;
  • сапеток, которые делались из ивовых прутьев и обмазывались с обеих сторон глиной.

Важно! Если на рынке предлагается дикий мёд светлого цвета, засахаренный и по «сходной» цене, то это, наверняка, подделка, в лучшем случае состоящая из продукта обыкновенных домашних пчёл.

Сбор мёда диких пчёл, известного человеку более 7 тысяч лет, за эти тысячелетия практически не претерпел существенных метаморфоз. И сегодня современные бортники идут в августе за этим продуктом в лес, где не забывают создавать новые дупла для молодых пчелиных семей. А строительство ульев превратилось в самостоятельную отрасль — культурное пчеловодство.

В старину собиратель меда назывался бортником. Эта была уважаемая профессия и доходное ремесло. Бортник — это пасечник, то есть человек, обеспечивающий процесс получения меда и других продуктов, которые вырабатывают пчелы для своей жизни.

Борть как особое хозяйство

Мед на Руси был единственным сладким продуктом, который можно было получать в этих природных условиях. Сначала его добывали у диких пчел, разоряя их ульи. Потом, когда научились разводить пчелиные семьи в специальных колодах, мед просто брали у своих пчел.

Овладев искусством разведения пчел в специальных полых бревнах, человек не только оградил себя от природных невзгод, но и сделал добывание меда делом стабильным и доходным.

Стимулом к искусственному разведению пчел в колодах стало изведение лесов, ведь вырубались прежде всего самые лучшие, то есть большие деревья, в которых и устраивали свои гнезда общественные насекомые, производители меда.

Люди, чей промысел оказался под угрозой, стали приносить из леса части поваленных дуплистых деревьев, устанавливая их на земле вокруг своего дома. Так борть постепенно становилась частной собственностью.

В дуплистые колоды специально приносились пчелиные семьи. Однако долгое время такой пчелиный дом оставался одноразовым — чтобы собрать созревший мед, бортник выгонял пчел и разрушал соты.

Несмотря на примитивную технологию получения меда, это хозяйство было очень популярным. Особенно большое значение бортничество имело там, где широколиственные леса сочетались с луговым разнотравьем.

На Руси пчеловодство по объемам торговых оборотов занимало второе место после выращивания «хлебов», то есть злаков. Меда хватало не только для внутреннего потребления, но и для внешней торговли.

В Киевской Руси бортничество уже было не просто собирательством, а целым хозяйством. Колоды с медом становились собственностью, которая охранялось в знаменитом своде законов «Русская правда» (XI век). В ней содержалась специальная норма, посвященная охране зверей, птиц и пчел. За разорение борти предусматривались разные виды наказаний. Преимущественно это были штрафы. Например, «если подожгут княжескую борть или выдерут пчелы — 3 гривны». Крестьянская борть ценилась дешевле — в 2 гривны. Однако это была цена лошади.

От колоды до ульев

Вести хозяйство в колодах было прибыльней, чем просто собирать мед по лесам. Однако пчеловодство явно нуждалось в технологическом прогрессе. Наступила техническая революция только в начале IX века.

Произошла она в России. В 1814 году русский пчеловод Петр Прокопович построил и представил вниманию коллег так называемый дощатый рамочный улей. Этот домик прекрасно собирался и разбирался. Теперь для того чтобы достать мед не надо было разорять весь улей.

Идея Прокоповича понравилась не только русским пасечникам. Вскоре русский улей стали применять и совершенствовать в других странах. Например, американец Лорен Лангстрот сделал пчелиный домик сборным и многокорпусным. Удобство современного улья состоит в том, что при большом медосборе его можно надстраивать с помощью новых рамок. Именно этим усовершенствованным вариантом изобретения Прокоповича и пользуются все пчеловоды мира. Исключением из правил являются лишь некоторые народы Африки, которые все еще разводят пчел в колодах.

Дальнейший технический прогресс коснулся уже не устройства жизни пчел, а процесса откачки меда. В 1865 году житель Австрии Франтишек Грушка изобрел медогонку, которая помогала откачивать созревший мед, используя центробежные силы.

Так усилиями людей многих стран производство меда стало не только усовершенствованным, но и автоматизированным.

Мед и бортничество в жизни людей

Нектар цветов, переработанный пчелами, имел большое значение для жителей Руси. О значимости того или иного явления в жизни людей всегда можно судить по праздникам.

До тех пор, пока языческие праздники не были вытеснены значимыми датами с именами христианских святых, на Руси отмечались следующие медовые праздники:

  • Начало весеннего медосбора. В разных регионах ульи выносили на свежий воздух в разные периоды, но в среднем день весеннего медосбора отмечали 30 апреля, то есть «на Зосиму».
  • Медовый Спас. Это время, когда уже основной урожай меда собран. В христианские времена в этот день мед несли в церковь для проведения ритуала освещения свежего меда, а также медовых изделий. Раньше этот праздник приходился на 1 августа, сейчас его отмечают 14 августа.
  • Третий медовый праздник призван замкнуть круг годового цикла. В этот день ульи убирают на зимовку.

В наше время все эти праздники утратили свою актуальность, чего не скажешь о самом сладком продукте. Он по-прежнему является популярным, востребованным и рентабельным.

Добыча меда диких пчел

Дикий мед – самый редкий вид меда на рынке, так как собирают его в природных условиях в основном только на территории Башкирии, на Урале и Карпатах. Именно в этих регионах остались в естественных условиях проживания дикие пчелы, обитающие в дуплах деревьев и – реже – старых пнях. Дикий мед называют бортевым.

В настоящее время ученым известно более 23 000 видов пчел. Дикие пчелы – самые большие представители насекомых-медоносов.

Чем отличаются дикие пчелы от домашних

Внешне пчелы дикие от домашних отличаются довольно сильно.

  1. По размеру дикие насекомые меньше – около 3 мм.
  2. Окрас маленьких пчелок более приглушенный, на груди – панцирь.
  3. Дикие пчелы способны спокойно перенести зиму – этому способствует густой волосяной покров, напоминающий шерстку.
  4. Передние крылья длинные, задние короче.
  5. Ножки шире, чем у домашних, и также покрыты густым волосяным покровом – для облегчения сбора пыльцы.

Дикие насекомые достаточно агрессивны и пускают в ход жало чаще, укус их болезненнее, и регулярно вызывает у человека аллергию.

В чем польза дикого меда

Мед диких пчел существенно превосходит сладкий продукт от домашних насекомых по качеству, пользе и витаминному составу. Кроме того, в таком меде нет примесей металлов и других вредных веществ.

Мед диких пчел более полезен, так как собирают его далеко от цивилизации – дорог, городов. Отличается он от промышленного, собранного от домашних пчел, составом и отсутствием посторонних добавок.

  1. Мед получается без примесей свинца и других металлов, которые почти неизбежно попадают в сладкое лекарство, изготовленное домашними пчелами из нектара с медоносов, расположенных вблизи дорог и городов.
  2. В составе гарантированно нет сахара, а также химических примесей, применяемых пасечниками для обеззараживания ульев.
  3. Состав меда богаче – витаминов А, С, фолиевой кислоты и йода может быть больше в 2–4 раза.
  4. Сбор меда диких пчел происходит только раз в году – осенью. За лето продукт полностью вызревает, накапливает фитогормоны, которые помогают лечить как женские, так и мужские болезни.

Натуральный мед диких пчел широко используется в косметологии. На его основе изготавливается множество масок для кожи рук и лица, также его применяют для придания блеска и здорового вида волосам.

В лечебных целях применяют продукт для реабилитации после заболеваний ЖКТ, при тяжелых патологических процессах в легких. Народная медицина приписывает именно этому сорту сладкого лекарства чудодейственные свойства – лечит он от сосудистых спазмов, применяется как дополнительное средство для восстановления после инсульта, помогает при болезнях почек.

Применяют мед и в косметологии – для производства регенерирующих и омолаживающих масок, шампуней и кремов.

При начальных признаках простуды всего 2–3 чайные ложки меда диких пчел, разведенные в теплой воде, способны облегчить состояние, и сократить время острой фазы заболевания в два раза.

Если же женщина страдает от хронической формы цистита, тягучее сладкое лакомство должно быть добавлено в рацион обязательно. Фитогормоны, прополис и пыльца, входящие в состав природного лекарства, способствуют не только очищению организма от патогенной микрофлоры, но и восстанавливают слизистую, не позволяя бактериям закрепиться и вызвать очередную вспышку заболевания.

Дикие пчелы крайне чувствительны к экологии – как только она в регионе ухудшается, семьи переселяются в другое, более чистое место. Поэтому дикий мед практически гарантированно чистый, без примесей, и максимально полезный.

Отличие от других сортов

Дикий мед можно отличить от обычного даже при визуальном осмотре, его цвет насыщенный, темнее гречишного.

На вид и на вкус мед отличается от того, что собирают от домашних насекомых.

  • Дикий мед очень темный, напоминает по консистенции и цвету гречишный, но насыщеннее. Вкус терпкий, яркий, с ароматом всех медоносов, с которых собирался, и с легкими нотками дыма.
  • Общая масса не чистая, как та, что продается у пасечников. В составе всегда есть выраженные, видимые частицы воска, небольшое количество перги, крохотные кусочки прополиса. Эти примеси усиливают лечебные свойства продукта.

Стоит такой мед значительно дороже и встречается в продаже редко.

Как давно собирают мед диких пчел

Наскальная живопись, обнаруженная в пещерах на территории современного Башкортостана, а также в Испании и Италии, свидетельствует о том, что мед диких пчел собирали еще первобытные люди.

Наскальные рисунки, изображающие человека, извлекающего мед из улья, расположенного на дереве, находят и в пирамидах Египта.

Представители диких насекомых-медоносов, которые производят дикий мед, сохранились на территории всего нескольких городов в мире. Он считается самым полезным и редким, его стоимость в несколько раз превышает цену меда домашних пчел.

Дикие пчелы жили в Азии, в Европе, в Африке. В южных регионах даже полный забор меда из улья не грозил семейству пчел вымиранием, так как сбор нектара с медоносов продолжался круглый год. Уничтожили диких пчел не те, кто забирал мед, а те, кто вырубал деревья.

В современном мире дикий мед добывают только на территории России, в Башкирии, где сохранились старые леса, в которых могут жить уникальные маленькие насекомые.

История названия ремесла

Добыча меда диких пчел – давний промысел, который назывался бортничеством. Борти – места, где дикие пчелы устраивают свои ульи. Чаще всего это дупла в деревьях или огромных старых пнях.

Для привлечения семейств насекомых современные добытчики сладкого лекарства дополнительно выдалбливают в старых деревьях борти – это облегчает поиск ульев и увеличивает объем добычи.

Кто и как добывает мед диких пчел

Дикий мед собирают исключительно бортники. Это профессионалы своего дела, которые умеют добывать мед без угрозы своему здоровью, не тревожа пчелиные семьи.

Специалисты, которые знают, как добыть дикий мед, называются бортниками. Изначально осенью из улья добытчики забирали весь мед, тем самым обрекая пчелиную семью на гибель, так как собрать новый запас на зиму насекомые уже не успевали. Современные бортники берегут пчелиные семьи, и не только не уничтожают их, но и способствуют их выживанию и увеличению популяции.

Развился промысел как профессиональная деятельность из-за потребности увеличить количество собираемого на зиму продукта.

  1. Вблизи уже существующих ульев бортники делают новые. К выбору места относятся тщательно – рядом с будущим пчелиным домом должны быть не только в избытке медоносы (липы, клевер, обширные поляны с луговыми цветами), но и источник чистой воды (озеро, ручей, небольшая река).
  2. Вход в улей должен быть направлен на юг, а внутрь дупла для привлечения семей кладут соты и ароматные, слегка подсушенные травы.
  3. Если сделать все правильно – с максимальной долей вероятности летом, обходя участки, бортник обнаружит в каждом новом улье по пчелиной семье, терпеливо собирающей мед на долгую суровую зиму.

Процесс сбора дикого меда бортником.

Раньше технология добычи меда была несовершенной и предполагала полное уничтожение улья. Вопроса, как добыть дикий мед, у древних не возникало – его вынимали из сот прессованием, вытапливанием, забирая весь собранный за лето продукт.

После изобретения медогонки соты стали использоваться многократно. Человек понял, что такая технология предполагает сохранение в сотах небольшого количества продукта, достаточного для того, чтобы пчелы пережили зиму. Это позволяет не уничтожить пчелиную семью и в следующем году получить мед из того же улья еще раз.

Сбор происходит в несколько этапов:

  • соты вынимают из улья, применяя дым, чтобы пчелы успокоились;
  • запечатанные соты распечатывают – для этого необходим особый пчеловодческий нож;
  • соты вставляют в медогонку;
  • некоторое время вращают прибор.

Мед стекает в емкость, затем соты с остатками продукта помещают обратно в улей.

В современной Башкирии бортников осталось немного, но они продолжают свою профессиональную деятельность, помогая сохранению как древнего промысла, так и самого вида диких пчел.

Когда забирают мед

Бортники собирают дикий мед один раз в год – в конце лета и в самом начале осени. Одна пчелиная семья за короткое лето собирает от 5 до 15 кг.

Семейство диких пчел в импровизированном улье наполняют соты медом.

Лето в Башкирии холодное, сезон медоносов может длиться всего 3–5 недель, за которые насекомым необходимо запасти еду на всю зиму. Поэтому пчелки собирают нектар в любую погоду, в том числе при легких заморозках.

Как правильно хранить дикий мед

Правила хранения дикого меда ничем не отличаются от хранения пчелиного сладкого продукта домашних насекомых-медоносов.

Особых условий хранения продукт не требует. Важно лишь соблюдать простые правила:

  • хранить мед в стеклянной банке;
  • не допускать попадания солнечного света на тару с продуктом;
  • не перегревать мед;
  • не убирать его в холодильник – слишком высокая и чересчур низкая температура для природного лекарства губительны.

Чтобы узнать больше о диких пчелах и добыче меда в реальных условиях, ознакомьтесь с видеоматериалом:

Польза дикого меда несомненна, а в силу уникальности и редкости продукта его непременно нужно попробовать. Постоянный спрос на недешевый продукт позволит сохранить древний промысел и увеличить популяцию диких пчел, которых осталось совсем мало.

ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ СРОЧНО УМОЛЯЮ

1. Племенной союз восточных славян:

а) меря б) радимичи в) половцы г) хазары

2. Собирание мёда у восточных славян – это:

а) скотоводство б) земледелие в) бортничество г) ремесло

3. Бог грома и молнии у восточных славян:

а) Перун б) Ярило в) Зевс г) Стрибог

4. Народное собрание на Руси:

а) вервь б) вече в) ополчение г) идол

5. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

а) убийство князя Игоря

б) крещение Руси

в) призвание варяжского князя Рюрика на Русь

г) правление князя Святослава

6. Соотнесите названия и определения:

1) уроки а) титул главы Русской православной церкви в Древней Руси

2) воевода б) размер дани и сама дань, установленные реформой княгини Ольги

3) митрополит в) руководитель общерусского ополчения

7. Запишите имя, о котором идёт речь:

«Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов».

8. Боярин – это:

а) старший дружинник, крупный землевладелец

б) глава местного управления, назначенный центральной властью

в) герой былин Древней Руси

г) высшее духовное лицо в православной церкви, глава церковного округа

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к Киевской Руси. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда:

Борис и Глеб, князь Святослав, рядовичи, смерды, Ян Гус, князь Игорь

10. Сравните политику князя Олега и князя Владимира Святославича. Запишите сначала две черты сходства, затем две черты отличия.

а) походы в Византию б) объявил Киев столицей Руси

в) принятие христианства Русью г) усиление власти киевского князя

11. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Какое произведение было им создано:

а) «Слово о Законе и Благодати» б) «Повесть временных лет» в) «Задонщина» г) «Поучение детям»

12. Перечислите произведения литературы и устного народного творчества в Киевской Руси. Выберите несколько ответов.

а) былины б) повести в) летописи г) житии д) рассказы

Поначалу, как уже говорилось выше, бортники занимались чистым медосбором, просто забирая у пчелиной семьи часть мёда. В целях расширения «производства» они вырубали в деревьях дупла для поселения туда новых пчелиных семей. Борти были хаотично расположены в разных местах леса, где были поблизости большие поляны с медоносами.

Чтобы обойти все точки медосбора, требовалось много времени и усилий. Поэтому родилась естественным образом идея как-то «сконцентрировать» борти на ограниченной территории. Для этого деревья с пчелиными дуплами стали посекать, то есть вырубать, и свозить их в одно место, которое и стало именоваться пасекой.

Располагалась она вблизи медоносов, привезённые колоды защищались от медведей заострёнными кольями. Так примитивный медосбор стал вытесняться пчеловодством.

Со временем, пасечники вместо колод стали делать специальные ульи, которые по методу установки делились на:

  • Стояки;
  • Лежаки.

Стояки крепились на паре деревянных столбов вертикально, а лежаки располагались по отношению к поверхности земли на 45°.

В южных краях, с более щадящими зимами, практиковалось использование ульев в виде:

  • лозовиков, изготавливавшихся из лозы;
  • соломянников, сделанных, соответственно, из соломы;
  • дуплянок, представляющих собой выдолбленные в дереве ульи, открывающиеся снизу;
  • сапеток, которые делались из ивовых прутьев и обмазывались с обеих сторон глиной.

Сбор мёда диких пчёл, известного человеку более 7 тысяч лет, за эти тысячелетия практически не претерпел существенных метаморфоз. И сегодня современные бортники идут в августе за этим продуктом в лес, где не забывают создавать новые дупла для молодых пчелиных семей. А строительство ульев превратилось в самостоятельную отрасль — культурное пчеловодство.

В настоящее время:
Бортевое пчеловодство (форма пчеловодства, приближенная к первоначальной) — разведение пчел в естественных или специально созданных дуплах деревьев – бортях.

Бортничество было известно на Руси до XVII века и являлось тогда одной из важных отраслей её хозяйства. Особое развитие оно получило в лесах Приднепровья, Десны, Оки, Воронежа, Сосны и других рек, пограничных со степью.
В наше время бортевые деревья с дикими среднерусскими лесными пчёлами сохранились лишь в Бурзянском заповеднике Башкирии (ныне — заповедник Шульган-Таш) . Развитию бортничества в Башкирии способствовали особые природные условия — обилие липовых и кленовых лесов, источника массовых медосборов. К тому же местное население занималось в основном кочевым скотоводством, охотой и сбором мёда, долгое время оставляя леса нетронутыми. Массовая распашка земель и сведение лесов в Башкирии начались лишь во второй половине XIX века. Нетронутые леса сохранились в глухих и почти бездорожных отрогах Уральских гор. Именно здесь в 1958 году природная зона обитания чёрной лесной пчелы была объявлена заповедной .
Собственно, исходно бортью называлось дупло с гнездом диких пчел, а бортничеством — поиск и разорение таких гнезд. Найдя жилище пчел, люди выгребали из него все съестное (сохранившие этот промысел собирательские племена Азии и Африки едят не только мед, но и пчелиную детву — личинок и куколок; вероятно, так же поступали когда-то наши предки) . Точно так же относятся к пчелиным гнездам медведи, куницы, дятлы, а кабаны — к гнездам шмелей и земляных ос. Единственное, что внес в это занятие человек, не защищенный ни мехом, ни перьями, — это дым, с помощью которого ему удавалось сломить сопротивление хозяев гнезда.

В тропиках ограбленный рой немедленно принимался за восстановление разрушенного, в наших же широтах ему оставалось только умереть — реквизиция обычно происходила осенью, к концу сезона сбора, когда мед спелый и запасы его максимальны.

В некоторых районах той же Башкирии такое роебойное бортничество продержалось аж до 50-х годов нашего века. Но, как правило, с переходом к оседлому образу жизни быстро начинало преобладать другое отношение. Бортники заметили, что если оставить пчелам некоторое количество меда, то можно будет на следующий год не искать по всему лесу другой рой, а снова прийти к тому же дуплу и снова взять из него мед. А если в лесу много медоносов, но мало дуплистых деревьев, то можно и помочь пчелиному горю, собственноручно вырубив дупло — причем такое, с которым будет удобно работать. Так возникло классическое бортничество — первая, самая архаичная стадия пчеловодства.

От дерева с искусственным дуплом-бортью уже совсем недалеко до колоды — куска ствола с дуплом, по сути — простейшего улья. Такие колоды можно было собрать все вместе, поближе к дому — и ходить меньше, и контроль за пчелами лучше. Правда, борти, разбросанные по обширной территории, позволяют равномерно использовать ее всю, в то время как пчелам, сконцентрированным на пасеке, доступны только примыкающие к ней угодья. Но эту разницу с лихвой компенсировало обилие медоносных растений в хозяйстве человека (практически все плодовые деревья и кустарники, гречиха, бобовые, подсолнечник, садовые цветы, позднее — ряд кормовых трав) .

Пасечное пчеловодство естественным образом выросло из бортевого — и пожрало его. В мире осталось лишь несколько изолированных очажков, в которых традиция бортничества сохранилась до наших дней. В России (да и во всей Европе) есть только одно такое место: юго-восток Башкирии, Бурзянский район.

Дикое пчеловодство у восточных славян называлось медосбором

Бортево́е пчеловодство, бо́ртничество (от слова «борть» — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественными или по нескольку дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м. Дупла могут также выдалбливаться в колодах, которые затем вешаются на стволах деревьев. Внутри дупел для укрепления сот создавались т. н. кресты, или снозы. Для отбора мёда использовались узкие длинные отверстия — должеи. Люди, занимающиеся бортничеством, именуются бортниками, или бортевиками .

На Руси

Бортничество было известно на Руси до XVII века и являлось тогда одной из важных отраслей её хозяйства. Особое развитие оно получило в лесах Приднепровья, Десны, Оки, Воронежа, Сосны и других рек, пограничных со степью . Мёд и воск наряду с мехами служили главным предметом экспорта из Руси. В XI веке в Правде Ярослава говорилось: «А от двоих пчел на 12 лет приплода роев и старыми пчелами 200 и 50 и 6 роев…» . Итальянский учёный Паоло Джовио в XVI веке пересказывает со слов российского посла Дмитрия Герасимова историю, похожую на байку, о том, как «один крестьянин из соседственного с ним селения, опустившись в дупло огромного дерева, увяз в меду по самое горло» .

По мере освобождения площадей от леса и развития земледелия бортевое пчеловодство постепенно вытеснилось пасечным пчеловодством. После изобретения и развития рамочных ульев, бортевое пчеловодство не в состоянии конкурировать с пасечным из-за трудоемкости изготовления бортьев и меньшей продуктивности. Так уже в начале XVI века леса вокруг Москвы были основательно вырублены, и Сигизмунд Герберштейн заметил, что «в московской области не найти мёду» .

В Башкортостане

В наше время бортевые деревья с дикими среднерусскими лесными пчёлами сохранились лишь в Бурзянском заповеднике Башкирии (ныне — заповедник Шульган-Таш). Развитию бортничества в Башкирии способствовали особые природные условия — обилие липовых и кленовых лесов, источника массовых медосборов. К тому же местное население занималось в основном кочевым скотоводством, охотой и сбором мёда, долгое время оставляя леса нетронутыми. Массовая распашка земель и сведение лесов в Башкирии начались лишь во второй половине XIX века. Нетронутые леса сохранились в глухих и почти бездорожных отрогах Уральских гор. Именно здесь в 1958 году природная зона обитания тёмной лесной пчелы была объявлена заповедной .

Вот как российский журналист Василий Песков, непосредственно познакомившийся с этим древним промыслом, описывал процесс подготовки борти:

Сосна должна быть достаточно толстой (около метра диаметром)… Долбится борть на высоте от шести до двенадцати метров. Сначала бортник вырезает в дереве неширокую щель и потом уже специальными инструментами выбирает дупло высотою около метра, довольно просторное, но не грозящее дереву переломом. Внутренность борти тщательно зачищается … Леток для пчелы прорубается сбоку, а щель закрывают деревянной заслонкой… После этого борть оставляют сушиться. И только через два года её можно готовить к заселению пчёлами .

Бортевая тёмная лесная пчела Apis mellifera mellifera

Эволюция

Тёмная лесная пчела Apis mellifera mellifera — уникальный подвид медоносной пчелы Apis mellifera, эволюционно приспособленный к жизни в условиях континентального климата Северной Евразии с длительными холодными зимами. На современном этапе развития пчеловодства пчелы этого подвида сохранились лишь в немногочисленных изолятах в виде небольших островков в Евразии. Самые многочисленные массивы темной лесной пчелы в Евразии имеются в России: около 300000 слабо затронутых стихийной гибридизацией семей в Республике Башкортостан на Южном Урале, около 200000 семей в Пермском крае на Среднем Урале (Ильясов и др., 2006) и около 250000 семей в Республике Татарстан в Поволжье . Есть сведения о сохранении значительных массивов темной лесной пчелы в Республике Удмуртия, Кировской области и Алтайском крае (Ильясов и др., 2007a, Брандорф и др., 2012). Примерно 99 % семей тёмной лесной пчелы на Южном Урале содержится в рамочных ульях и около 1 % обитает в лесах в естественных и искусственных (бортях и колодах) дуплах в стволах деревьев, преимущественно в Бурзянском районе Республики Башкортостан. Эволюция тёмной лесной пчелы здесь проходила совместно с липой сердцевидной Tilia cordata, поэтому их основной уникальный медосбор формируется во время цветения липы .

Генофонд

Сотрудники лаборатории биохимии адаптивности насекомых Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН уже около 20 лет занимаются мониторингом генофонда популяций башкирской пчелы и бурзянской бортевой пчелы на основе полиморфизма локуса COI-COII мтДНК и 9 микросателлитных локусов ap243, 4a110, a24, a8, a43,a113, a88, ap049, a28 яДНК. Многолетние генетические исследования подтверждают сохранение чистоты генофонда бурзянской бортевой пчелы до настоящего времени и её принадлежность к подвиду A. m. mellifera (Ильясов и др., 2007b). Бурзянская бортевая пчела A. m. mellifera представляет большой интерес для пчеловодов и учёных всего мира, так как по ней можно сделать реконструкцию естественной истории пчел. В 2011 году на основании заявки НИИ пчеловодства и государственного заповедника «Шульган-Таш» пчелы этой популяции выделены как селекционное достижение в отдельный породный тип «Бурзянская бортевая пчела», который успешно прошёл экспертизу в Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений и внесён (патент № 5956 от 14.06.2011 г.) в государственный реестр .

История

Бортничество на Южном Урале, судя по артефактам, обнаруженным в могильнике бахмутинской культуры вблизи г. Бирска, зародилось не позднее 5-6 веков нашей эры в среде местных финно-угорских племен. Позднее его переняли предки башкир, ассимилировавшие и вытеснившие отсюда бахмутинцев. Этот промысел не мог возникнуть без инструментов из железа. Он представлял собой систему накапливаемых многими поколениями бортников навыков по устройству искусственных дупел в стоящих на корню крупных растущих и сухостойных деревьях и привлечению в них пчелиных семей с целью получения бортевого меда . Башкирское бортничество достигло расцвета в 18 веке, оно развивалось дольше, чем в Германии, Польше, Литве, Белоруссии и центральных регионах России, отличается более совершенным, удобным и надёжным набором инструментов и приспособлений. Имея особенные права вотчинного землевладения, башкиры могли не выполнять требования нормативных документов Лесной службы России, в 1882 году запретивших бортничество в казённых лесах, как источник лесных пожаров. По мере сведения лесов и разрушения культурных традиций пришлым населением в 19 веке башкирские бортевики освоили колодное пчеловодство. Колоды — такие же искусственные дупла, но только в обрубках древесных стволов, которые могли устанавливаться как на подставках на земле, так и подвешиваться высоко на деревьях . Деревья с бортями и колодами у башкир считались собственностью и отмечались тамгами — отличительными знаками родовой принадлежности. Каждый пчеловод хорошо знал свой знак и не посягал на собственность других. Борти традиционно переходили по наследству от отца к детям. Тамги родных братьев в целом были похожи друг на друга и отличались присоединением к основному знаку семьи новых элементов, младший сын наследовал тамгу отца без дополнений . Во второй половине 20 века у башкирских пчеловодов появились первые разборные ульи, которые дали начало современному пчеловодству. Несмотря на большую трудоемкость и невысокую продуктивность, бортевое пчеловодство в отдалённых местах Южного Урала при этом сохранялось. Обслуживание бортевых пчел требует работы на высоте до 16 метров, а сами борти порою располагаются вдали от населённых пунктов, и пчеловоду часто приходится преодолевать на лошади расстояние до 40—50 км в день .

Особенности бортевого пчеловодства

Инструменты, используемые башкирскими бортевиками в основном кустарного производства, и сходны с аналогичными инструментами из других стран. Уникальными инструментами башкирских бортевых пчеловодов являются «кирам» — плетёный кожаный ремень длиной до 5 м для влезания на дерево, и «лянге» — небольшая переносная платформа — подставка для ног, закрепляемая на стволе верёвкой . В прошлые века, когда в лесах хватало «дичков» — семей пчел в естественных дуплах, башкиры, как и их коллеги по промыслу из иных мест, осенью забирали весь мед из бортей, а пчелы, оставшиеся без запасов, погибали. Весной пчеловоды производили осмотр, чистку и подготавливали борти к новому заселению. Дикие рои заселяли часть оснащённых искусственных дупел, отстраивали соты и начинали собирать мед. Подобная роебойная система бортничества сохранялась до 19-го века, а местами — до 50-х годов прошлого столетия. Преимуществами такой системы было то, что соты обновлялись каждый год, дупла меньше гнили, а пчелы реже болели, размеры их тела не уменьшались, не происходило инбридинга и вырождения. Когда численность «дичков» повсеместно резко сократилась, пчеловоды были вынуждены бережнее относиться к бортевым пчелам и оставлять лучшим из них достаточное для зимовки количество меда, в результате чего пчелиные семьи получили возможность длительно (до 18—25 лет!) обитать в своих жилищах . При этом бортевики научились обновлять соты гнезда, но срок службы дупел сократился. Подобная более совершенная технология именуется бортевым пчеловодством, а представителей усовершенствованного промысла называют бортевиками. Бортевые пчелы имеют много естественных врагов, которые ослабляют семьи и приводят их к гибели, таких как бурый медведь Ursus arctos, куница лесная Martes martes, мышь лесная Apodemus uralensis, большой пестрый дятел Dendrocopos major, золотистая щурка Merops apiaster, большая восковая моль Galleria mellonella, шершень обыкновенный Vespa crabro, рыжий лесной муравей Formica rufa, оса рыжая Dolichovespula rufa. Большой вред бурзянским пчелам наносят и современные болезни пчел, такие как варроатоз Varroa destructor, нозематоз Nosema apis, аскосфероз Ascosphaera apis, американский гнилец Paenibacillus larvae и европейский гнилец Melissococcus pluton, которые в ульях проявляются сильнее, чем в бортях . Динамика численности бортевых пчелиных семей отличается ярко выраженной цикличностью с перепадами в 5—10 раз и средней обратной связью с солнечной активностью .

Биосфера

В настоящее время тёмные лесные пчелы, обитающие в бортях, колодах и естественных дуплах, сохранились на Южном Урале в государственном заповеднике «Шульган-Таш» площадью 22 тыс. га (создан в 1958 году), региональном природном заказнике «Алтын Солок» площадью 90 тыс. га (учреждён в 1997 году) и национальном парке «Башкирия» площадью 82 тыс. га (образован в 1986 году) . В конце 2014 года в период очередной популяционной депрессии на территории заповедника, заказника и национального парка имелось более 1200 деревьев с бортями и колодами, из которых было заселено около 300 искусственных дупел. Примерно 4 тыс. пчелиных семей бурзянской популяции в этой зоне содержится на пасеках с рамочными ульями, а в естественных дуплах по данным экстраполяции учётных материалов обитает 200—400 «дичков». В 2012 году перечисленные особо охраняемые природные территории вместе с рядом иных получили статус комплексного биосферного резервата ЮНЕСКО «Башкирский Урал» общей площадью 346 тыс. га, а региональный заказник «Алтын Солок» стал реально охраняться Минэкологией Республики Башкортостан. В настоящее время с целью сохранения бурзянской бортевой пчелы и в рамках развития резервата планируется расширение территории заповедника «Шульган-Таш» в северо-западном направлении за счёт неосвоенной территории в междуречье рек Нугуш и Урюк . Сотрудники заповедника «Шульган-Таш», заказника «Алтын Солок» и национального парка «Башкирия» совместно с местными пчеловодами постоянно проводят мероприятия по оптимизации численности и селекционную работу по повышению иммунитета, зимостойкости и продуктивности семей бурзянской бортевой пчелы, распространению опыта бортевого пчеловодства. Такая политика государственных природоохранных учреждений позволяет сохранять уникальную популяцию бортевых пчел — изолят A. m. mellifera в Евразии в условиях новых угроз стихийной гибридизации и разрушения мест обитания .

В настоящее время:
Бортевое пчеловодство (форма пчеловодства, приближенная к первоначальной) — разведение пчел в естественных или специально созданных дуплах деревьев – бортях.

Бортничество было известно на Руси до XVII века и являлось тогда одной из важных отраслей её хозяйства. Особое развитие оно получило в лесах Приднепровья, Десны, Оки, Воронежа, Сосны и других рек, пограничных со степью.
В наше время бортевые деревья с дикими среднерусскими лесными пчёлами сохранились лишь в Бурзянском заповеднике Башкирии (ныне — заповедник Шульган-Таш) . Развитию бортничества в Башкирии способствовали особые природные условия — обилие липовых и кленовых лесов, источника массовых медосборов. К тому же местное население занималось в основном кочевым скотоводством, охотой и сбором мёда, долгое время оставляя леса нетронутыми. Массовая распашка земель и сведение лесов в Башкирии начались лишь во второй половине XIX века. Нетронутые леса сохранились в глухих и почти бездорожных отрогах Уральских гор. Именно здесь в 1958 году природная зона обитания чёрной лесной пчелы была объявлена заповедной .
Собственно, исходно бортью называлось дупло с гнездом диких пчел, а бортничеством — поиск и разорение таких гнезд. Найдя жилище пчел, люди выгребали из него все съестное (сохранившие этот промысел собирательские племена Азии и Африки едят не только мед, но и пчелиную детву — личинок и куколок; вероятно, так же поступали когда-то наши предки) . Точно так же относятся к пчелиным гнездам медведи, куницы, дятлы, а кабаны — к гнездам шмелей и земляных ос. Единственное, что внес в это занятие человек, не защищенный ни мехом, ни перьями, — это дым, с помощью которого ему удавалось сломить сопротивление хозяев гнезда.

В тропиках ограбленный рой немедленно принимался за восстановление разрушенного, в наших же широтах ему оставалось только умереть — реквизиция обычно происходила осенью, к концу сезона сбора, когда мед спелый и запасы его максимальны.

В некоторых районах той же Башкирии такое роебойное бортничество продержалось аж до 50-х годов нашего века. Но, как правило, с переходом к оседлому образу жизни быстро начинало преобладать другое отношение. Бортники заметили, что если оставить пчелам некоторое количество меда, то можно будет на следующий год не искать по всему лесу другой рой, а снова прийти к тому же дуплу и снова взять из него мед. А если в лесу много медоносов, но мало дуплистых деревьев, то можно и помочь пчелиному горю, собственноручно вырубив дупло — причем такое, с которым будет удобно работать. Так возникло классическое бортничество — первая, самая архаичная стадия пчеловодства.

От дерева с искусственным дуплом-бортью уже совсем недалеко до колоды — куска ствола с дуплом, по сути — простейшего улья. Такие колоды можно было собрать все вместе, поближе к дому — и ходить меньше, и контроль за пчелами лучше. Правда, борти, разбросанные по обширной территории, позволяют равномерно использовать ее всю, в то время как пчелам, сконцентрированным на пасеке, доступны только примыкающие к ней угодья. Но эту разницу с лихвой компенсировало обилие медоносных растений в хозяйстве человека (практически все плодовые деревья и кустарники, гречиха, бобовые, подсолнечник, садовые цветы, позднее — ряд кормовых трав) .

Пасечное пчеловодство естественным образом выросло из бортевого — и пожрало его. В мире осталось лишь несколько изолированных очажков, в которых традиция бортничества сохранилась до наших дней. В России (да и во всей Европе) есть только одно такое место: юго-восток Башкирии, Бурзянский район.

Вопрос 2

Баллов: 1,00 из 1,00

Съезд русских князей в Любече:

Выберите один ответ:

1097

Вопрос 3

Баллов: 1,00 из 1,00

Прозвище великого московского князя Василия II:

Ответ:

Вопрос 4

Баллов: 1,00 из 1,00

Первый русский город, разорённый татаро-монголами:

Выберите один ответ:

Рязань

Вопрос 5

Баллов: 0,00 из 1,00

Основатель Литовского государства:

Выберите один ответ:

Гедимин

Вопрос 6

Баллов: 0,00 из 1,00

Русскими войсками в Куликовской битве руководил:

Ответ:

Вопрос 7

Баллов: 1,00 из 1,00

Андрей Боголюбский был князем:

Выберите один ответ:

Владимиро-Суздальским

Вопрос 8

Баллов: 1,00 из 1,00

Место первой битвы русских дружин с татаро-монголами:

Выберите один ответ:

р. Калка

Вопрос 9

Баллов: 1,00 из 1,00

Соответствие «московский князь – годы княжения»:

Дмитрий Донской Ответ 1 Выберите. 1425-1462 1359-1389 1389-1425 1325-1340 1405-1433
Иван Калита Ответ 2 Выберите. 1425-1462 1359-1389 1389-1425 1325-1340 1405-1433
Василий II Ответ 3 Выберите. 1425-1462 1359-1389 1389-1425 1325-1340 1405-1433
Василий I Ответ 4 Выберите. 1425-1462 1359-1389 1389-1425 1325-1340 1405-1433

Вопрос 10

Баллов: 1,00 из 1,00

Соответствие «сражение – противник»:

«Слово о полку Игореве» Ответ 1 Выберите. татаро-монголы немецкие рыцари поляки половцы шведские феодалы
Ледовое побоище Ответ 2 Выберите. татаро-монголы немецкие рыцари поляки половцы шведские феодалы
Оборона Козельска Ответ 3 Выберите. татаро-монголы немецкие рыцари поляки половцы шведские феодалы
Невская битва Ответ 4 Выберите. татаро-монголы немецкие рыцари поляки половцы шведские феодалы

Государство – сосед Киевской Руси:

Выберите один ответ:

Вопрос 2

Выберите один или несколько ответов:

Вопрос 3

Центральная часть древнерусского города, защищенная земляным валом:

Вопрос 4

Соответствие «событие – князь»:

Введение «уроков и погостов» Ответ 1 Выберите. Владимир Святослав Ярослав Мудрый Олег Ольга
Создание «Русской правды» Ответ 2 Выберите. Владимир Святослав Ярослав Мудрый Олег Ольга
Принятие христианства Ответ 3 Выберите. Владимир Святослав Ярослав Мудрый Олег Ольга
Разгром Хазарского каганата Ответ 4 Выберите. Владимир Святослав Ярослав Мудрый Олег Ольга

Вопрос 5

Первые русские святые:

Вопрос 6

Дикое пчеловодство у восточных славян называлось мёдосбором

Выберите один ответ:

Дикое пчеловодство у восточных славян называлось «бортничеством»

Вопрос 7

Новгород и Киев объединил древнерусский князь:

Выберите один ответ:

Вопрос 8

Реформы княгини Ольги:

Выберите один или несколько ответов:

Замена племенной верхушки собственным административным аппаратом

Создание «Русской правды»

Установление фиксированного размера дани

Определение мест сбора дани

Вопрос 9

Начало крещения Руси в православную веру:

Выберите один ответ:

Вопрос 10

«Призвание варягов» в Новгород:

Выберите один ответ:

События периода правления Ивана III:

Выберите один или несколько ответов:

Становление поместной системы землевладения

Окончательное подчинение Новгорода

Теория «Москва — третий Рим»

Присоединение Смоленска к Москве

Создание стрелецкого войска

Вопрос 2

Баллов: 0,00 из 1,00

Современники назвали XVII век «возмутительным столетием»:

Выберите один ответ:

Верно

Вопрос 3

Баллов: 1,00 из 1,00

Иван IV в 1564-1572 гг. проводил политику:

Выберите один ответ:

расширения Русского государства

присоединения к Руси Польши

реформ Избранной рады

опричнины

Вопрос 4

Баллов: 1,00 из 1,00

Выберите один ответ:

Сильвестр

Вопрос 5

Баллов: 1,00 из 1,00

Соответствие «событие – год»:

Соборное Уложение Ответ 1 Выберите. 1648 1662 1649 1632 1682
Начало Смоленской войны Ответ 2 Выберите. 1648 1662 1649 1632 1682
Отмена местничества Ответ 3 Выберите. 1648 1662 1649 1632 1682
Медный бунт Ответ 4 Выберите. 1648 1662 1649 1632 1682

Вопрос 6

Баллов: 1,00 из 1,00

Первая русская печатная книга:

Выберите один ответ:

Апостол

Вопрос 7

Завоевание Казанского ханства Ответ 1 Выберите. 3 1 4 2
Стояние на Угре Ответ 2 Выберите. 3 1 4 2
Присоединение Пскова к Москве Ответ 3 Выберите. 3 1 4 2
Смерть Василия III Ответ 4 Выберите. 3 1 4 2

Вопрос 8

Баллов: 1,00 из 1,00

Правление Михаила Фёдоровича:

Выберите один ответ:

1613-1645

Вопрос 9

Баллов: 1,00 из 1,00

Современная трактовка Смутного времени в России нач. XVII в.:

Выберите один ответ:

Гражданская война

Вопрос 10

Баллов: 1,00 из 1,00

Руководители второго ополчения в годы Смуты:

Ответ:

Вопрос 11

Хронологическая последовательность событий Смуты:

Правление Бориса Годунова Ответ 1 Выберите. 1 4 3 2
Правление Лжндмитрия I Ответ 2 Выберите. 1 4 3 2
«Семибоярщина» Ответ 3 Выберите. 1 4 3 2
Правление Василия Шуйского Ответ 4 Выберите. 1 4 3 2

Вопрос 12

Баллов: 1,00 из 1,00

Прозвище царя Алексея Михайловича:

Ответ:

Вопрос 13

Реформы Избранной рады:

Выберите один или несколько ответов:

введение соляного налога

присоединеие Крымского ханства к России

унификация порядка прохождения воинской службы

утверждение крепостного права

Вопрос 14

Баллов: 1,00 из 1,00

Лжедмитрия I на русском престоле сменил:

Выберите один ответ:

Василий Шуйский

Вопрос 15

Баллов: 1,00 из 1,00

Идейный вдохновитель старообрядческого движения в XVII в.:

Ответ:

События русской истории XVI в.:

Выберите один или несколько ответов:

Разделение страны на губернии

Соляной бунт

Присоединение Казанского ханства

Строительство первых мануфактур

Ливонская война

События русской истории XVII в.:

Выберите один или несколько ответов:

Строительство первых мануфактур

Присоединение Казанского ханства

Разделение страны на губернии

Соответствие «событие – монарх»:

Учреждение патриаршества Ответ 1 Выберите. Фёдор Иоаннович Иван III Иван IV Симеон Бекбулатович Василий III
Женитьба на Софье Палеолог Ответ 2 Выберите. Фёдор Иоаннович Иван III Иван IV Симеон Бекбулатович Василий III
Женитьба на Анастасии Романовой Ответ 3 Выберите. Фёдор Иоаннович Иван III Иван IV Симеон Бекбулатович Василий III
Женитьба на Елене Глинской Ответ 4 Выберите. Фёдор Иоаннович Иван III Иван IV Симеон Бекбулатович Василий III

Строкой»дней Александровых прекрасное начало»Пушкин описывал:

Выберите один ответ:

победу в войне с Наполеоном

либеральные реформы Александра I

создание «Священного Союза»

успехи промышленного развития России

Вопрос 2

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Идеологическая основа политики Николая I:

Выберите один ответ:

официальная народность

Вопрос 3

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Политику «просвещенного абсолютизма» проводила:

Выберите один ответ:

Екатерина II

Вопрос 4

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Автор знаменитой фразы»Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»:

Ответ:

Вопрос 5

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Руководитель самого крупного крестьянско-казацкого движения XVIII в.:

Выберите один ответ:

Емельян Пугачев

Вопрос 6

Текст вопроса

Соответствие «событие – факт»:

Первая мировая война Ответ 1 Выберите. Оборона Порт-Артура Ходынская катастрофа Брусиловский прорыв Разрушение общины «Кровавое воскресенье»
Столыпинские реформы Ответ 2 Выберите. Оборона Порт-Артура Ходынская катастрофа Брусиловский прорыв Разрушение общины «Кровавое воскресенье»
Русско-японская война Ответ 3 Выберите. Оборона Порт-Артура Ходынская катастрофа Брусиловский прорыв Разрушение общины «Кровавое воскресенье»
Первая русская революция Ответ 4 Выберите. Оборона Порт-Артура Ходынская катастрофа Брусиловский прорыв Разрушение общины «Кровавое воскресенье»

Вопрос 7

Баллов: 0,50 из 1,00

Текст вопроса

Реформы Петра Великого:

Выберите один или несколько ответов:

создание стрелецкого войска

учреждение Синода

отмена крепостного права

введение рекрутских наборов

принятие Соборного Уложения

Вопрос 8

Текст вопроса

Соответствие «реформа Петра Великого – содержание»:

Административная Ответ 1 Выберите. Cоздание стрелецкого войска Рекрутские наборы Учреждение Синода Подушная подать Разделение страны на губернии
Налоговая Ответ 2 Выберите. Cоздание стрелецкого войска Рекрутские наборы Учреждение Синода Подушная подать Разделение страны на губернии
Церковная Ответ 3 Выберите. Cоздание стрелецкого войска Рекрутские наборы Учреждение Синода Подушная подать Разделение страны на губернии
Военная Ответ 4 Выберите. Cоздание стрелецкого войска Рекрутские наборы Учреждение Синода Подушная подать Разделение страны на губернии

Вопрос 9

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Главный идеолог пропагандистского течения в народничестве:

Выберите один ответ:

Лавров

Вопрос 10

Текст вопроса

Соответствие «государственный деятель – факт, связанный с ним»:

Уваров Ответ 1 Выберите. Теория официальной народности Реформа государственной деревни Военные поселения Полный свод законов Российской империиТеория официальной народности Жандармский корпус
Бенкендорф Ответ 2 Выберите. Теория официальной народности Реформа государственной деревни Военные поселения Полный свод законов Российской империиТеория официальной народности Жандармский корпус
Сперанский Ответ 3 Выберите. Теория официальной народности Реформа государственной деревни Военные поселения Полный свод законов Российской империиТеория официальной народности Жандармский корпус
Аракчеев Ответ 4 Выберите. Теория официальной народности Реформа государственной деревни Военные поселения Полный свод законов Российской империиТеория официальной народности Жандармский корпус

Вопрос 11

Текст вопроса

Событие времени правления Николая II:

Выберите один или несколько ответов:

Гражданская война первой четверти XX в.

Вопрос 12

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Главный идеолог бунтарского течения в народничестве:

Выберите один ответ:

Бакунин

Вопрос 13

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Крепостное право в России отменено в:

Выберите один ответ:

1861

Вопрос 14

Баллов: 0,50 из 1,00

Текст вопроса

Петр Первый воевал с:

Выберите один или несколько ответов:

Швецией

Вопрос 15

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Причины победы России в Отечественной войне 1812 г.:

Выберите один или несколько ответов:

государственный переворот во Франции

природно-климатические особенности России

участие гражданского населения в борьбе с неприятелем

Говорят, что мед, собранный пчелами из улья, и мед, который дает колодное пчеловодство – это два совершенно разных продукта. Они отличаются по вкусовым и целебным характеристикам.

Да, пчелиные семьи, взращиваемые на пасеке в ульях, способны давать стабильные показатели про приросту и медосбору. Пасечник может заранее распланировать и свою работу, и жизнедеятельность питомцев, и общую прибыль. Но какова же цена этой стабильности и предсказуемости? Как известно, природа предпочитает стихийность, а искусственное заключение ее в рамки ведет к вырождению и ослаблению. Так и современные искусственно культивируемые пчелы уже не те, что их давние предки. Вряд ли они выживут в диких условиях. Новые породы, конечно, прекрасно справляются с задачей обильного медосбора, но, когда ульевое пчеловодство только зарождалось, русские селекционеры настоятельно рекомендовали периодически освежать пасечный генофонд при помощи «диких» пчел.

История вопроса

Колодное пчеловодство было особенно распространено у восточных славян: русских, украинцев, беларусов, особенно развившись в пятнадцатом-семнадцатом столетиях. И еще сейчас на Полесье сохранились старые пасеки с колодами, прикрепленными на деревья в лесу или даже на кладбищах. Русского ученого, академика В. Севергина, путешествовавшего в 1802 году по территории белорусского Полесья, поразило, насколько широко там было распространено бортничество. Он заметил, что в тамошних лесах могло быть прикреплено по два-три улья на сосну. А по данным инвентарных записей 1846 года в Минской губернии насчитали 118000 колод. В те времена на Полесье на каждый крестьянский двор приходилось в среднем по одному-полтора улья с пчелосемьями.

Колоды для гнездовья пчел обычно делали из ствола дуплистого дерева с трухлявой сердцевиной. На Полесье это чаще всего была сосна или другое хвойное дерево. Выбирая подходящую колоду, важно проследить, чтобы дерево, хоть и трухлявое в сердцевине, не было поражено грибком или гнилью.

Изначально колоды подвешивали на деревьях, а после научились крепить их на специальных помостах, сделанных на стволах деревьев или протянутых между ними. Лесные участки, на которых было расположено много колод одного хозяина, в восточных регионах Полесья назывались вотчиной, а самого пчеловода именовали – вотчич.

Постепенно, в связи с увеличением налога на мед, взимаемого с каждой колоды, и в связи с вырубкой леса, колодное пчеловодство перекочевало из леса на крестьянские дворы. На первых порах крестьяне подвешивали колоды с ульями на огородных межах, в садах, на кладбищах. То, что пчелы стали находиться в непосредственной близости от жилья людей, облегчило уход и контроль за ними. И так постепенно стали формироваться пасеки в их современном, привычном нам, виде.

Плюсы и минусы колодного пчеловодства

Одним из достоинств, которыми отличается бортевое пчеловодство, является то, что ухода за роем, живущим в колоде, практически не требуется. Достаточно всего лишь два раза в год наведаться к питомцам. Весной пасечник чистит колоду и смотрит, не ослабел ли рой, не нуждается ли в подкормке, а осенью остается лишь собрать ароматный урожай целебного меда.

Какие же минусы у колодного пчеловодства?

Основные проблемы, возникающие при бортевом пчеловодстве:

  • сложно доставать мед из колоды;
  • проблемы с лечением роя, заболевшего варроатозом.

По словам опытных пасечников, эти проблемы вполне решаемы. Так, мед можно добывать не только путем выкуривания насекомых из их жилища, но и доставать через специально сделанную в днище дверку. Некоторые пчеловоды еще проверчивают дырку в центре днища и «выкручивают» мед. Варроатоз, конечно, может оказаться более серьезной проблемой, особенно если у вас еще недостаточно окрепший рой, но со временем пчелы, живущие в естественных условиях, становятся все сильнее и устойчивее к заболеваниям, у них восстанавливается иммунитет, заложенный природой на генетическом уровне.

Строение колодного улья

Колодный улей принципиально ничем не отличается от своего исторического предшественника – борти. Потому современное колодное пчеловодство по сути – то же бортничество, с теми же принципами и правилами. И если борть представляла собой просто выдолбленную полую колоду, то колодный улей имеет сверху плотно прикрепленную крышку. Старые, сохранившиеся и использующиеся по сей день колоды, насчитывают иногда по сто, а то и триста лет.

Окружность колодного улья чаще всего обусловлена наличествующим материалом, и в среднем составляет около двух метров. А от высоты колоды зависит объем внутренней камеры, в которой будет жить рой. Чаще всего делают колоды высотой около олного-полутора метров.

Устанавливать на пасеке колоды можно двумя способами: разместить на бруски из дерева вертикально (стояки) или положить на землю (лежаки). Иногда лежаки ставят под наклоном в 45 градусов.

На видео, представленных в интернете можно увидеть, как именно выглядит колодный улей, процесс его изготовления и установки.

Быть ли колодному пчеловодству?

Современное колодное пчеловодство зачастую немного отличается от давнего бортничества. Пчелы уже не дикие. А в основном это семьи, полученные путем искусственного роения. Хотя в том же Полесье и на севере России – в Башкирии, Сибири сохранились еще старые бортнические производства, в заповедных зонах.

Бортевое пчеловодство в Сибири – один из уникальных промыслов, так как производимый на таких пасеках мед очень зрелый и потому ценный. Мед в колодах успевает настояться, избавиться от лишней влаги и впитать неповторимый аромат тайги. Что может сравниться с этим вкусом самой природы?

Не требующие чрезмерного ухода, пчелосемьи в колодах могут стать хорошим опытом для начинающих пчеловодов, обеспечивая им великолепный по своим полезным качествам мед. Все, что понадобится такому первопроходцу – сделать подходящую колоду и обзавестись семейством диких чел, которое можно получить и через искусственное роение. А дальше останется только собирать урожай, практически не тратя времени на уход за своими питомцами.

Бортево́е пчеловодство, бо́ртничество (от слова «борть» — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев.
Пчелиный промысел был, по существу, охотой за мёдом. Человек занимался ею на протяжении многих столетий. Он находил дупло диких пчёл и забирал весь мёд, отнюдь не задумываясь о том, что будет с разоренной пчелиной семьей.
Позднее охотники за мёдом стали метить найденные деревья с пчелами (как метят до сих пор охотничьи угодья промысловики в Сибири) и считать эти дупла (борти) своей собственностью. Чтобы пчёлы не погибли, они оставляли им на зиму часть мёда. Затем бортники научились сами делать дупла в деревьях, куда заселялись пчёлы. Так на смену системе дикого пчеловодства пришло бортничество, когда люди изготовляли уже жилье для пчёл, выдалбливая в деревьях дупла и отмечая их личным знаком. Дерево с бортью называлось бортевым.
Участок же земли с большим или меньшим количеством бортей назывался бортной землей, бортным угодьем или бортным ухожаем. Бортью называлась иногда и часть леса, где имелись бортные деревья.
О наличии бортничества на Руси рассказывает также археологический материал. При раскопках поселений и курганных могильников встречаются медорезки — специальные орудия для вынимания меда и железные древолазные шины.
О занятии бортничеством в древней Руси имеется ряд указаний в письменных источниках, как своих, так и иноземных, в которых мед и воск — основные продукты бортничества — неоднократно упоминаются в разной связи, начиная с Х века. Так, в 945 г. князь Игорь, отпуская греческих послов, одарил их «скорою и челядью и воском». В 946 г. по повелению княгини Ольги древляне варят много меда для участников тризны по убитому князю Игорю. Древляне говорили княгине Ольге, что они рады давать дань «медомь и скорою». Святослав в 969 г., собираясь перенести центр своей земли в Переяславец на Дунае, поскольку туда сходились «вся блага» из разных мест, перечисляет, что из Руси на Дунай поступали «скора и воск, мед и челядь». Арабский писатель Х в. Ибн-Даста пишет о славянах: «Из дерева они выделывают род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел и мед пчелиный сберегается». Другой писатель Ал-Бекри (умер в 1094 г.) сообщает про славян: «Напитки же их в хмельные напитки приготавляются из меда». Такие примеры легко умножить, так как известия не только Х века, но и более поздние пестрят упоминаниями о меде, воске, медовой дани, бортях, бортных угодьях, бортных деревнях и т. п.

Собирательное бортничество

Самое примитивное бортничество состояло в том, что человек отыскивал в лесу по разным признакам дуплистые деревья, населенные пчелами. Большей частью это были старые деревья с грибными наростами на коре, что указывало на затронутую гниением сердцевину. В таких деревьях чаще всего находились дупла с пчелами. Человек, нашедший такое дерево, ставил на нем свой знак собственности — знамя, и дерево отныне считалось уже его собственностью. Это право охранялось «Русской Правдой» : «Аще кто борть разнаменаеть, то 12 гривне продажи».

Приспособительное бортничество

Следующим этапом в развитии бортничества было приспособление естественных дупел для бортей, а затем и устройство искусственных бортей. Для этого выбирали деревья, диаметром около 60 см и более. Из деревьев предпочитали сосны, липы, дубы, вязы, тополи и ветлы, так как в них охотнее селились пчелы, особенно в первых трех породах деревьев. Дупло выдалбливалось на высоте 6 метров и более от поверхности. На одном дереве могли делать две и три борти, расположенные одна над другой. Сначала продалбливали отверстие прямоугольной формы длиною около 60 см, а затем уже углубляли и расширяли борть внутри. Для влета и вылета пчел в борта делались небольшие сквозные отверстия. Вход в дупло-борт закрывался деревянным бруском, а поверх накладывалась еще деревянная доска для лучшего прикрытия отверстия. Размеры бортей и способы прикрытия отверстия, летки несколько различались в отдельных районах. Возможно, что и в Х—ХIII вв. на Руси в каждой области борти имели свои особенности. У нас нет никаких указаний относительно того, делались ли в то время какие-либо приспособления для пчел внутри выдолбленной борти. До недавнего времени в верхней части дупла или искусственно сделанной борти вдоль стен вертикально устанавливались прутики, прижатые обручем, а затем укреплялись поперечные планки или прутики, или же укреплялись одни только поперечные планки.

Устройство ульев-колод

Дальнейшее развитие бортевого пчеловодства выразилось в устройстве ульев-колод, устанавливаемых в лесу на деревьях. В Новгородской земле вместо колод изготовлялись специальные лубяные кузовы, которые подвешивали на деревьях. «Да в том ухожае борти ему себе и иные делати и кузовы ставить в тот же оброк», записано в Новгородской писцовой книге под 1500 г.
Затем колоды стали ставить недалеко от жилья, чтобы легче было присматривать и ухаживать за пчелами, чтобы они находились под лучшей защитой от медведей и других вредителей пчел. Установка колод вблизи жилья являлась, в известной мере, переходом к пасечному пчеловодству, о котором в письменных источниках говорится лишь со второй половины ХIV в. Так, из духовной грамоты 1391— 1428 гг. Патрикея известно, что он передал Троице-Сергиеву монастырю «село Игнатьевское да трои пчелы». Под пчелами здесь несомненно подразумевались ульи. Пчелы и пасеки от этого времени начинают упоминаться в документах, относящихся к южной и западной Руси. В грамоте 1361 г. король Казимир подтверждает права Ходка Быбельского на владение в Червоной Руси имениями с разнообразными угодьями, в том числе «и с дубровами, и с лесом, и с бортми, и с пчелами…» В купчей 1400 г. на проданное имение в Червоной Руси упоминаются пасеки. В Новгородских землях приручение пчел и переход к искусственным ульям известны с ХV в. В источниках этого времени упоминаются уже и ульи: «а у пчел улей и их бортей из меду половъе…» «из меду улейного и из бортей половье».

Сбор мёда

Осенью, в период сбора меда (так называемый «медолаз»), собственники бортей отправлялись в лес за медом. Чтобы взбираться на деревья за добычей меда и для выдалбливания бортей и для устройства искусственных бортей пользовались специальными приспособлениями. Среди археологического материала встречаются предметы, известные в литературе под названием древолазных шипов. Они представляют собою небольшие скобы, длиною 3-6 см. с припаянным острием пирамидальной формы. Концы скоб в большинстве случаев заходят один на другой. Такие скобы можно подразделить на 3 группы:

  1. скоба в виде узкой пластинки, концы которой согнуты и заходят один на другой, острие находится посредине пластинки (Рис. 1-6);
  2. скоба в виде широкой пластинки, один конец которой прямой, а другой закруглен, острие расположено посредине пластинки (Рис. 1-4);
  3. скоба в виде овальной пластинки, переходящей в узкие согнутые концы, острие расположено посредине пластинки.

Эти предметы вполне могли прикрепляться ремнями к лаптям, чтобы легче было взобраться на дерево. Древолазные шипы находят при раскопках археологических памятников Х—ХIII вв. и более поздних. Помимо вышеописанных, на Руси употреблялись и более усовершенствованные древолазные шипы.
Рис. 1. Древолазные шипы и медорезка
1,2 — Переяславль Рязанский; 3 — из кургана Владимирской обл.; 4 — Новгород; 5,6 — из Гнездовских курганов Смоленской обл.;
7 — Калужская обл. (Государственный Исторический музей)
Помимо специальных древолазвых шипов, на Руси пользовались, по-видимому, и другими приспособлениями. В недавнем прошлом у народов, занимавшихся бортничеством, практиковались приспособления, сходные между собой. В Белоруссии такое приспособление называлось лiэзиво. Оно состояло из веревки длиной в 5 метров и небольшой дощечки. Обвязав себя в пояснице веревкой, бортник обхватывал другим концом веревки ствол дерева и крепко завязывал ее. Опершись ногами в ствол дерева, он перекидывал веревку выше; затем, приподнимаясь и все выше перекидывая веревку, человек поднимался на нужную высоту, где для сиденья привязывалась дощечка. Башкиры вместо веревки употребляют ремни шириною в 5 см, сплетенные из узких ремешков или лыка. На высоте около метра делались две зарубки для ног. Бортник становился на эти зарубки и, обхватив себя ремнем в пояснице, завязывал на этой высоте ремень, затем, упершись в него спиной, вырубал новое углубление для одной, а выше — для другой ноги. Перебрасывая ремень и делая новые зарубки, бортник поднимался до желаемой высоты. Вместо дощечки для сиденья башкиры привязывают к дереву дощечку для ног. О пользовании на Руси подобного рода древолазной снастью имеется указание в повести о водворении христианства в Муроме, где говорится, что в языческие времена «по мертвым ременная плетения древолазная с ними в землю потребающе».
Мед вынимали из бортей с помощью специальных орудий, так называемых медорезок (Рис. 1-7), известных по находкам в курганах и городищах. Медорезки — это маленькие трапециевидной формы железные лопаточки с коленчатой рукояткой, вставляемой в деревянную рукоятку. По форме и величине медорезки были очень близки к современным пчеловодным ножам. Кроме медорезок, могли пользоваться и обыкновенными ножами.
Вырезанные соты с медом, вероятно, складывали в деревянное или плетеное ведерко, привязанное к поясу бортника. Собранный мед хранился в деревянных ведрах, колодах, лукнах (кадочках), глиняных кувшинах и горшках, а большие запасы — в бочках. Размеры ведерок, судя по обручам, были небольшие, в среднем диаметр обруча равнялся 18 см, при ширине около одного сантиметра. В. В. Завитневич при раскопках кургана в Минской области нашел остатки ведра, края которого были отделаны серебряными вызолоченными бляхами и одна из таких же блях находилась на дне.

Употребление меда

Вначале мед в качестве напитка употребляли на различных языческих торжествах и праздниках, а затем и на христианских. Еще княгиня Ольга, задумав устроить тризну по убитом Игоре, приказала древлянам «да пристроите меды многи в граде ид же убисте мужа моего да плачуся над гробом его и створю трызну мужу своему. Они же то слышавше съвезоша меды многие зело и възвариша». Князь Владимир в 996 г., поставив церковь Преображения в г. Васильеве в память избавления от печенегов, приказал варить мед; «постави церковь и створи праздник велик варя 300 провар меду и съзываше боляры своя и посадники старейшины по всем градом и люди многы и раздая убогым 300 гривен». По возвращении в Киев Владимир «повеле пристроити кола и въскладше хлебы, мяса, рыбы, овощь различвыи, мед в бчелках, а в других квас, возити по городу въпращающим, где болнии и нищь не могы ходити тем раздваху на потребу». Известно, что иноки Киево-Печерского монастыря употребляли иногда мед на подаяние нищим.
Мед как продукт питания, содержащий большое количество сахара, несомненно имел в то время большое значение. Его могли сохранять как в очищенном от воска виде, так и вместе с вощиной. По этнографическим данным, мед очищали путем процеживания через решето, в котором оставалась ценная вощина и другие примеси. Чистый воск получали посредством перетапливания. Древнейшей формой очищенного и перетопленного воска был круг. По определению А. В. Арциховского, на одной из миниатюр Радзивилловской летописи в сцене приема князем Игорем греческих послов изображены три круга воска, лежащие на столе.

Торговля мёдом и воском

Известно, что в Новгороде воск продавался кругами на вес («пуд вощаный»). Продавался воск и неочищенный, так называемый воск-сырец. Новгород вел крупную внешнюю торговлю воском, поступавшим из Смоленской, Полоцкой и других земель. В уставной грамоте 1134—1135 гг. новгородского князя Всеволода Мстиславича, данной церкви Ивана на Опоках, определены размеры пошлин, взимаемых с каждого берковца воска (берковец равен 10 пудам), взвешиваемого в притворе церкви. Из собираемой суммы часть назначалась князю, служителям церкви и другим лицам. На основании этой грамоты Н. Аристовым сделаны подсчеты, что для получения 95 гривен серебра, шедших различным лицам и на содержание церкви, требовалось взвесить не менее 23 750 пудов воска. Огромный вывоз воска свидетельствует о значительном развитии бортного промысла.
Следует принять во внимание, что много воска оставалось на Руси и для внутреннего употребления. Мед и воск были предметами и внутренней торговли. Известно, что в 1170 г. в Новгороде пуд меда стоил 10 кун. Огромные запасы меда и воска сосредоточивались в руках князей, монастырей и бояр. Так, в погребах князя Святослава в 1146 г. хранилось 500 берковцев, то есть 5000 пудов меда. Несомненно, что такие огромные запасы меда были получены не столько со своих бортных угодий, сколько в качестве дани. По грамоте Смоленского князя Ростислава известно, что с Торопца взимался один берковец меда, то есть 10 пудов, входивших в состав урока. В 1289 г. князь Мстислав установил в Берестье собирать дань с сельских жителей: «со ста по две лукне меда». Даже в ХV—ХVI веках мед в ряде местностей составлял значительную часть дани, поступавшей князьям. Дань медом взималась не только с деревенского населения, занимавшегося бортничеством в качестве побочного занятия, но и с лиц, исключительно промышлявших этим занятием. Из повести о Муромском князе Петре и супруге его Февронии узнаем, что отец и брат Февронии, крестьяне из села Лыскова Рязанской земли, были бортники: «яко отец мой и брат древолазцы суть, в лесах мед емлют от древия; брат же мой и ныне на таковое дело иде, и яко же лезти на древо в высоту через ноги зрети к земли, мыслит аже бы не урватися с высоты, еще кто урветца — сей живота гонзнет». Как видно из этого рассказа, занятие бортным промыслом было не легким и не безопасным для жизни.
Доходность Медового промысла заставляла владельцев дорожить бортями, которые наравне с другими угодьями (пашнями, лугами и т. п.) являлись предметом стяжательства со стороны феодалов. В их руках все больше сосредоточивались огромные земельные владения с различными угодьями, в том числе и бортными. Митрополит Климент Смолятич в ХII в. пишет: «да скажут тебе о желающих славы, которые присоединяют дом к дому и села к селам, изгоев и сяблов, борти и пожни, ляда и старые пашни».
Мальм В.А. Очерки по истории русской деревни X-XIII вв., М. 1956.

Сбор меда диких пчел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *