Тракененские лошади– верхово-упряжная порода, которая была выведена в Восточной Пруссии в конце XVIII века. Тракененская порода – единственная из всех теплокровных, которая разводится в чистоте. Тракененские лошади имеют много общего с чистокровной верховой породой. Последние 30 лет представителей тракененской породы активно используют в конном спорте, в частности, в спортивном троеборье. Ранее они были известны, как первоклассные кавалерийские лошади. Тракененские лошади пользуются популярностью и у селекционеров.

Основные характеристики породы:

Рост: в среднем, от 1.62 до1.68 м.

Масть: вороная, гнедая, рыжая. Реже – серая.

Экстерьер: сухая, легкая голова, переходящая в конусовидную элегантную шею. Большие выразительные глаза. Лошади тракененской породы имеют мощный корпус средней длины и широкую грудь. Плечи поставлены косо, круп имеет овальную форму. Твердые ноги увенчиваются прекрасными крепкими копытами.

Использование: тракененские лошади использовались в сельском хозяйстве. Кроме того, они являлись великолепными кавалерийскими скакунами. В последние 30 лет получили широкое распространение в конном спорте. Селекционеры также используют представителей тракененской породы в своей работе.

Особенности: тракененцы выделяются совершенной формой головы. Кроме того, лошади тракененской породы отличаются элегантными линиями корпуса, которыми они обязаны чистокровным верховым. Тракененские лошади славятся своей выносливостью, которая помогла им пережить тяготы Второй мировой войны. Благодаря выносливости, тракененцы как нельзя лучше подходят для спортивного троеборья и гонок экипажей.

Внешние признаки породы:

Тракененская порода – типичные спортивные верховые лошади с элегантной сухостью. Широкая во лбу, легкая голова с выразительными глазами и ноздрями придает тракененцам неуловимый налет благородства и шарма. Представители данной породы имеют прямой или вогнутый профиль. Длинная шея с верхней линией овальной формы и высоким выходом имеет правильный абрис линии горла. Длинная, хорошо обмускуленная холка, широкая и глубокая грудь. Лопатка у тракененцев также длинная, с мощным плече-лопаточным сочленением, косо поставленная.

Четко выраженная линия верха, мускулистая поясница, плавно переходящая в круп. Тракененские лошади имеют мощную спину, овальный длинный круп с длинной мышцей бедра, переходящей в голень. Ноги имеют классическую, правильную постановку и строение. Голень и предплечье отличаются хорошей мускулатурой. Суставы четко выражены, хорошо очерчены. Копыта правильной формы, большие, мощные, с прочным копытным рогом.

Лошади тракененской породы во всех аллюрах двигаются чрезвычайно ритмично. Рысь и шаг у них легкие, широкие, с выносом задних ног под центр тяжести туловища и большим захватом пространства.

Особенности характера и нрава:

Лошади тракененской породы обладают выносливостью и отвагой, а также энергичным темпераментом и добрым нравом, отличаются покладистым характером.

История породы:

Тракененская порода лошадей была выведена в Пруссии. В 1232 году рыцари Тевтонского ордена начали колонизацию прусских земель. В связи с многочисленными военными походами возникла необходимость в выносливых и крепких лошадях. Тогда рыцари Ордена занялись созданием новой породы, скрещивая жмудских кобыл с легкими восточными и тяжелыми рыцарскими жеребцами, привезенными из крестовых походов. К 1400 году в распоряжении Тевтонского Ордена было более тридцати конных заводов, в которых разводили крупных верхово-упряжных и упряжных лошадей общим количеством 14 000 голов. В 1701 году на престол Пруссии взошел Фридрих Первый. В те времена государство испытывало необходимость в сильной кавалерии. Для этого в 1732 году на востоке страны был создан королевский конный завод. Именно этот год стал официальным годом рождения тракененской породы. Для комплектования завода была закуплена 1101 лошадь, преимущественно английской, датской и восточной пород. Разведение лошадей производилось в 2 основных направлениях: упряжных – для сельского хозяйства и экипажей, а также верховых – для армии. Тракененский завод поставлял лошадей для армейской конницы и придворной конюшни. Тракененские лошади превосходно зарекомендовали себя в упряжи – расстояние из Берлина в Потсдам они преодолевали всего за 2 часа, на 30 минут опережая мекленбургских, английских и русских лошадей.

С 1787 года все верховые лошади, рожденные в Тракенене, получали клеймо на правом бедре в виде 7-конечного лосиного рога. Тракененский завод оказывал существенное влияние на развитие коневодства в стране. К окончанию XIX века в жилах каждой лошади на территории Пруссии присутствовала тракененская кровь. В 1890 году была создана племенная книга восточно-прусских лошадей. На момент начала ХХ века из-за демилитаризации Германии и механизации сельского хозяйства приоритеты в разведении лошадей тракененской породы были существенно смещены. Рынок нуждался в крупных, благородных и нарядных лошадях для стремительно набирающего популярность конного спорта и местной аристократии. В те времена трекененская порода входила в число лучших спортивных пород мира. В производящий состав для последующего использования в племенной работе приобретались чистокровные жеребцы, неоднократные победители престижных скачек.

До начала Второй Мировой войны лошади тракененской породы неоднократно становились призерами и победителями Олимпийских игр. В 1912 году в Копенгагене мерин Пекколини взял золото в выездке. В 1924 году в Париже мерин Балтэ также стал олимпийским чемпионом в троеборье. В Берлине в 1936 году немецкая команда на тракененских лошадях одержала блестящие победы во всех дисциплинах конного спорта – этот год стал поистине триумфальным для тракененцев. Неизменно высокие места занимали тракененские лошади и в Большом Пардубицком стипл-чезе с 1921 по 1936 года. В частности, жеребец Витязь 5 раз занимал призовые места в Пардубице. Вторая мировая война стала переломным моментом в истории тракененской породы. В 1945 году тракененцы попали в СССР, на конный завод имени Кирова, расположенный в Ростовской области. Это были лучшие представители породы. Лошади, которые родились в эти годы, брали самые высокие места на скачках в начале 60-х годов. Впрочем, на новой родине тракененским лошадям пришлось несладко. Из-за нетипичных условий содержания, незнания генофонда и болезней, часть поголовья погибла.

Для того, чтобы «освежить кровь» из Польши были импортированы жеребцы упряжного типа, чистота породы которых оставляла желать лучшего. Это привело к ухудшению рабочих качеств тракененских лошадей. В начале 70-х годов ХХ века разведением тракененской породы стали заниматься новые племенные хозяйства и конные заводы. Это привело к восстановлению поголовья и возвращению жеребцов в селекцию. В 1974 году был выпущен первый том Государственной племенной книги тракененской породы. В международной практике было закреплено понятие «русский тракен». Возобновились и высокие спортивные достижения тракененских лошадей. В частности, жеребец Пепел стал серебряным призером Олимпийских игр 1972 года, Ихор одержал победу на Олимпийских играх 1968 года, Эспадрон и Топкий стали победителями в командном зачете конкура на Олимпийских играх в Москве в 1980 году и др.

Немецкие и русские тракены

17 мая 2000

По материалам ВНИИ коневодства, представленным на выставках.

Родиной тракененских лошадей является Восточная Пруссия, где в головном конном заводе Тракенене под руководством лучших иппологов Германии создавалась эта порода.

Разразившаяся трагедия II Мировой войны тяжело отразилась на судьбе тракененской лошади. Она потеряла свою историческую родину, осиротели стены седого Тракенена. Послевоенное лихолетье раскидало тракенов по странам и континентам. Однако точно феникс из пепла порода стала возрождаться благодаря усилиям людей, которые не могли допустить ее исчезновения… Скептики возрождения тракенов в Германии утверждали, что это уже не та порода, которая была выведена в Восточной Пруссии. Однако селекционеры и любители тракененской лошади были уверены в воссоздании тракененской популяции… Венцом этой работы можно считать победы знаменитого Абдуллы…

Особое слово надо сказать о русских тракенах. Большая часть маточного состава и основные жеребцы-производители Тракенена в качестве военного трофея были доставлены в конный завод имени С.М. Кирова Ростовской области, где их разводят до настоящего времени.

Основание Государственной племкниги лошадей тракененской породы, первый том которой был издан в 1971 г., бережное отношение к чистоте породы и генеалогической структуре способствовали сохранению ее уникальной работоспособности, заложенной еще в первой половине XX столетия.

Этим объясняется сохранение уникального типа тракененской лошади с присущим ей шармом…

И совершенно справедливо в мире за тракененскими лошадьми, рожденными в России, закрепилось название «русский тракен». Люди, знающие трагическую и, одновременно, триумфальную историю породы, понимают, что за этим названием не только факт рождения лошади в России, но и то, что своими корнями она восходит к Тракенену.

Несмотря на то, что сейчас в популяции мало жеребцов — прямых потомков основных тракененских линий, а лучшие представители породы уходят в Германию, Данию и другие страны, мы считаем, что главным хранителем генетической информации породы являются матки — представительницы старых тракененских семейств, которых ценят и стараются сохранить селекционеры и любителели тракененской лошади в России.

По-прежнему ведущим хозяйством является конный завод им. С.М. Кирова. К сожалению, там продолжается работа только с одной тракененской линией — Пильгера через Остряка. Маточный состав по-прежнему уникален.

… Таких знаменитых производителей тракененского коннозаводства, как Пильгер (Pilger), Пифагораз (Pythagoras), Хассгезанг (Hassgesang), Эйнгард (Eingard), Гвидо (Quido), Пилигрим (Piligrim), Оссиан (Ossian), Эйфель ех (бывший ? прим. ред.) Torero, до сих пор можно встретить в III, IV, V рядах родословной. Именно это выделяет русских тракенов в общем ряду…

АССОЦИАЦИЯ ТРАКЕНЕНСКОГО КОНЕВОДСТВА РОССИИ

Учреждена в 1989 году ВНИИ коневодства и хозяйствами, занимающимися разведением лошадей тракененской породы. С 1997 года стала 10-м членом Международного Тракененского Союза и получила право таврить лучших тракененских лошадей тавром в виде семиконечного рога лося с принятым для России символом «К» по первой букве ведущего конного завода им. Кирова В 1997-98 гг этот знак слева на шее получили 27 жеребцов и 129 кобыл; 73 их потомка получили это тавро слева на бедре

АТК России насчитывает 30 действительных и более 50 потенциальных членов — коневодов и любителей тракененской лошади в России, Белоруссии, Украине, Эстонии. В соответствии с уставом и договором о сотрудничестве с Тракененским союзом, АТК пропагандирует и популяризирует тракененскую лошадь, информирует членов о состоянии тракененского коннозаводства в России и за рубежом, совместно с институтом коневодства ведет селекционную работу в соответствии с программой племенной работы, проводит бонитировку, испытания и таврение племенного молодняка, издает каталоги, регистры, племкниги при содействии и сотрудничестве с Департаментом по животноводству и племенному делу Минсельхозпрода РФ и Ассоциацией Росплемконзавод.

На 1.01.1999 было зарегистрировано 139 жеребцов-производителей и более 800 маток тракененской породы…

Членами АТК России могут стать хозяйства и частные лица — коневоды и любители тракененской лошади.

Адрес ВНИИК: 391128, п/о Институт коневодства Рыбновского района Рязанской области
Телефоны: (091-37) 32-211, 32-216, 32-250
Факс: (901) 981-74-88

Главная \ Конкур

Конкур

Конкур (от фр. Concours Hippique – конные состязания) – наиболее зрелищный вид конного спорта. Родиной конкура считается Франция. В 50-х годах 19 столетия на выставке лошадей в Париже впервые были поведены соревнования по прыжкам через разнообразные препятствия, получившие название «конкур-иппик».

Со второй половины 19 в. конкур-иппики стали поводиться в Бельгии и Италии. В России конкур впервые состоялся в 1895 году, позднее — в Германии, Америке, Великобритании. Актуальность прыжковых соревнований для кавалеристов и возраставший к ним интерес любителей конного спорта быстро вывели конкур на уровень международных спортивных состязаний. В 1900 году соревнования по преодолению препятствий вошли в программу летних Олимпийских игр. Всадники СССР начали участвовать в Играх с 1952 года.

Для успешного выступления в конкуре требуется длительная и упорная тренировка и спортсмена, и лошади. Всадник должен обладать смелостью и решительностью, тонким расчётом, высоким искусством управления лошадью, хорошей общефизической подготовкой. От лошади требуются большая сила, мощный разбег и отталкивание, высокая координация движений, умение сохранять равновесие при полёте над препятствием и при приземлении.

Лошади – великолепные прыгуны от природы. Большинство лошадей в дикой природе или на свободном выпасе с радостью прыгают. Эта их природная прыгучесть всегда использовалась кавалеристами и охотниками для преодоления препятствий. Спортсмены-конники развивают природный инстинкт лошади путём целенаправленного тренинга.

Итальянский эксперт по конным видам спорта Фредерико Каприлли (1861 – 1907 гг.) разработал основы для современного конкура.

В частности, он ввёл новую посадку – плотно прижавшись к лошади, наклонившись вперёд. Всадник и лошадь становятся единым целым и легче преодолевают препятствия. Это, в первую очередь, легче для лошади, которая не привыкла прыгать «с нагрузкой».

А ведь в конкуре лошадь и всадник должны преодолеть от 8-ми до 16-ти препятствий (барьеров) как можно быстрее, не задев ни одного из них! При этом высота преград, в зависимости от класса соревнований, составляет от 100 до 160 см!

Соревнования имеют различный уровень сложности. Поэтому всадник может нарабатывать мастерство, начиная с элементарного уровня до региональных, национальных, а затем и международных соревнований. Имеет значение талант и упорство спортсмена, а также отличные конкурные качества лошади.

Особенно успешно выступают лошади тракененской, ганноверской, будёновской, чистокровной верховой и, конечно же, вестфальской породы. Специальных стандартов здесь не существует, хотя физические характеристики лошади очень важны и могут оказаться решающими.

В частности, очень важно строение ног лошади: они должны иметь длинные, прочные кости и сухожилия; задняя часть должна быть округлой, сильной и мускулистой, с сухими, твёрдыми суставами – именно отсюда берёт начало прыгучесть. Не меньшее значение имеет правильная форма спины: лошадь с короткой или слишком длинной спиной не годится для прыжка, ей трудно брать препятствия.

Малый рост лошади также создаст проблемы в преодолении высоких препятствий: чем ниже рост, тем больше от конкурной лошади требуется силовой работы. В то же время и излишний рост (свыше 177 см) нежелателен: почти всегда он означает большой вес, а это катастрофически влияет на суставы лошади, разбивая их со временем.

Конкурная лошадь высокого спортивного класса должна иметь высоту в холке 167 – 170 см, длину туловища 164 – 166 см, обхват груди 193 – 195 см и обхват пясти около 22 см. Хорошая конкурная лошадь должна идеально соответствовать этим требованиям. Знатоки понимают, что половина проблем при преодолении препятствий возникает из-за каких-либо физиологических недостатков лошади.

Лошади вестфальской породы полностью соответствуют необходимым стандартам. Глубокий и широкий корпус оптимальной длины, мускулистая поясница и крепкие и задние ноги, сухие и прочные конечности – все эти особенности, а также невероятная выносливость и прекрасная обучаемость вестфальской лошади, обуславливают успех в соревнованиях по конкуру самого различного уровня – от регионального до международного.

История породы

Тракененская лошадь относится к числу германских пород. На протяжении выведения не было одной линии, поэтому длительное время наблюдалось несколько типов, включая верховых и упряжных коней. Лошади этого типа включают генофонд как местных, так и иноземных пород, а также использовались для выведения других линий.

Происхождение

Коннозаводство в Восточной Пруссии начало развиваться в 15-16 веках. К этому времени практически исчезли дикие лошади и немцы приступили к планомерной селекционной работе. Основой для будущей породы стали местные кобылы, которых отбирали для создания конницы, поэтому требовались сильные, выносливые, но быстрые животные. Для сохранения популяции и быстрого развития отрасли в Пруссии на длительное время был введен запрет на вывоз лошадей за границу.

Лошади тракененской породы являются плодом длительной селекционной работы на основе большого числа типов лошадей, включая английских, арабских и восточных скаковые.

Но основное развитие тракенеской лошади началось при короле Вильгельме. Было решено создать огромный конезавод с лучшими землями для пастбища. С этой целью были собраны лучшие прусские кони – в 1732 году он имел до 1100 животных.

В 40-70-х годах 18-го века начался второй этап развития породы. Для улучшения потомства было решено прилить кровь, для этого закупили английских, турецких и персидских жеребцов. Всего было завезено более 100 чистокровных жеребцов, которые улучшили смесь ливонских, польских, прусских и монгольских лошадей.

Арабских скакунов продолжали завозить до 1834 года, когда было решено строить стандарт породы ближе к английскому типу. В восстановлении тракена также поучаствовали отечественные лошади – было завезено несколько жеребцов донской породы.

Селекционная работа

Отбор лошадей велся по их выездным качествам. С этой целью на территории конезаводов устраивались ипподромы. До 19-го века заездка жеребцов не играла большого значения в разведении. Для поддержания работоспособности и сохранения качеств лошадей было решено завозить английских верховых коней с выдающимися предками.

Лошадей начинали тренировать со второго года. Интенсивной нагрузке их подвергали с августа по январь. Цель тренинга – выявление слабости осевого скелета, особенно конечностей. Выбракованных животных не использовали для ремонта, а использовали для работы в хозяйстве.

Для контроля чистоты разведения регулярно производились бонитировки, результатом которых были клеймения:

  • два рога лося – отметина всех лошадей, включенных в племенную книгу, введено в 1882 году;
  • тавро в виде одиночного рога лося с лентой ставился всем чистокровным особям, удовлетворяющим всем требованиям породы, введено в 1910 году;
  • в 1916 году кобылы отмечались крестом при отборе для нужд армии;
  • клейма в виде рогов косули или креста с лентой не получили признания и распространения среди конезаводов.

Тракены в России

Впервые лошади этой породы были переправлены в нашу страну в 1806 году. В это время войска Наполеона вторглись в Пруссию и для сохранения поголовья было решено переправить до 500 лошадей. Но во время перегона и при содержании умерло большое число животных – после тильзитского мира в прусские конезаводы вернулось не более 200 голов. В дальнейшем лошади тракененской породы часто покупались русскими князьями и дворянами

Первые значительные покупки прусской породы произошли после революции – по результатам Версальского договора Германии запрещалось иметь армию, поэтому в 20-е годы были проданы 5000 верховых и 300 племенных животных, направленных в ростовский конезавод.

Еще больше количество голов было ввезено в Россию в последний год Великой Отечественной войны, но значительная их часть была полукровной. Это объясняется эвакуаций тракененского завода в 45-ом году немцами на территорию Западной Германии. Вместе с конями, в нашу страну были завезены племенные книги, на основе которых был составлен отечественный стандарт породы и «Государственная книга учета тракененской породы лошадей».

Основная популяция породы была завезена в завод имени Кирова, находившийся в Ростовских степях. Но в результате плохих условий перегона, массового заражения простудными заболеваниями при перепадах температуры большая часть поголовья была выбракована. Ситуацию осложнило и заражение инвазионными заболеваниями. В результате в хозяйстве осталось только 18 жеребцов и 260 кобыл. Но еще серьезнее численность сократилась при Хрущеве, заявившем о «неэффективности коневодства как отрасли сельского хозяйства» и к 1960-му году на конезаводе Кирова осталось только 4 жеребца и 13 самок. Восстанавливать ситуацию стали в 70-е годы закупкой жеребцов в ФРГ и Польше. К настоящему времени в России открыто несколько конезаводов, занимающихся тракененской породой.

Характеристика породы

Тракены имеют средние размеры тела в сравнении с другими породами – они крупнее восточных, но и мельче английских верховых лошадей, использованных для улучшения породы. Экстерьерная оценка:

  • жеребцы в холке до 170 см, кобылы несколько мельче;
  • туловище удлиненное;
  • мышечный тонус высокий;
  • телосложение сухое;
  • круп овальный, редко свислый;
  • грудная клетка широкая;
  • ноги сухие с развитыми суставами;
  • копыта среднего размера, роговая стенка плотная.

Лошади отличаются благородством форм и эстетичным внешним видом. Масть чаще встречается вороная, гнедая, рыжая, светлые и серые оттенки наблюдаются редко. Волосяной покров плотный, короткий, грива и хвост жидкие.

Нрав животных

В отличие от большинства верховых пород тракены выделяются относительно спокойным характером. Животные более инертные в сравнении с чистопородными арабскими или английскими жеребцами. Тихий нрав связывают сильным влиянием материнского стада, коим служили непородные лошади Восточной Пруссии, используемые в качестве упряжных и сельскохозяйственных животных.

Прилитие восточной и британской крови сделало тракенов более агрессивными, что позволяет показывать хорошие результаты на соревнованиях. Но благодаря материнским генам лошади этой породы лучше всего подвержены тренировке и дрессировке.

Хозяйственная ценность

У верховых армейских лошадей ценилась резвость и способность преодолевать препятствия. Тракененская порода выводилась для нужд германской армии, а для ее улучшения были специально закуплены английские верховые, позволившие повысить силу лошадей.

Интерес к проведению спортивных состязаний появился с приобретением лошадей немецкими офицерами. В 1833 году было организовано «Общество любителей турниров и скачек» на территории Калининграда, немного позднее подобные общества были открыты в других прусских городах. Развитие конного спорта позволило включить его в 1912 году в число олимпийских видов.

За год до этого в Тракенене был организован ежегодный турнир с препятствиями. В это же время стали организовываться скачки, а в 1919 году учрежден приз Восточной Пруссии, проводимом на Инстербургском ипподроме.

Успех тракенов на Олимпиаде в различные годы:

  • 1920 год – 2-е место;
  • 1924 год – первые места в выездке и троеборье;
  • 1928 год – 3-и места;
  • 1936 год – 1 и 2 место в соревновании по выездке;
  • 1948 и 1952 годы – 3-и места по выездке;
  • 1980 год – 2 и 3-е место по выездке.

Начиная с 70-х годов тракененская лошадь сильно потеснилась другими породами в спортивной сфере. Значительное влияние на это оказало сокращение конезаводов. Начиная с 80-х годов кони этой породы не занимали серьезных мест. В последние годы проводится улучшение породы, что позволит прусским кобылам вернуться на международную спортивную арену.

Тракененская порода лошадей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *